"> Вологжане вспоминают Андрея Миронова | Издание "В точку"

Вологжане вспоминают Андрея Миронова

84662
6 минут
Вологжане вспоминают Андрея Миронова

В фильме "Достояние республики" можно увидеть старую Вологду - фильм снимался и в областном центре.


- Сегодня 80 лет исполнилось бы Андрею Миронову. Вот он в Вологде... Может, кто-то помнит? - обращается один из участников группы ВК "Старая Вологда" к подписчикам, выкладывая кадр из фильма "Достояние республики" с Андреем Мироновым.

Один из вологжан вспомнил, как "Андрей Миронов заходил к ним домой попить воды".

Возможно, это семейная легенда, так как совместных фото с актером у подписчика не осталось. Но в фильме действительно можно увидеть старую Вологду - фильм снимался и в областном центре.

Например, крыльцо церкви Покрова Пресвятой Богородицы «на Торгу», которая и сейчас стоит в районе Старого рынка (напротив пединститута). Склад на переднем плане так же существовал в конце 60-х, когда снимался фильм. Его снесли только в 1976 году, когда снесли и весь Старый рынок. На черно-белых фотографиях этот сарайчик хорошо виден.

А от съемок этой картины в Кириллове осталось даже архивное видео ГТРК.

Как сообщает "Комсомольская правда", фильм «Достояние республики» снимали в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике летом 1970 года. Сцены у часовни преподобного Кирилла Белозерского, на Ивановской горке, картины у Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, Колокольни, Московской башни многие смотрят с особым интересом.

Спросите, что же здесь необычного? Ну, к примеру, цирковой верблюд. Летом. В монастыре. Кстати, за свой скверный характер это животное на съёмках получило кличку Китайский провокатор. Он с первых дней невзлюбил Андрея Миронова и всё время пытался его укусить. Оказалось, что такую неприязнь актёр заслужил из-за запаха своего одеколона. Когда Миронов перестал им пользоваться перед съёмкой, отношения наладились.

Интересно, что съёмки «Достояния республики» проходили не только в Кириллове, но и в Музее фресок Дионисия – в Ферапонтове.
Впечатления от мест, где проходили съёмки ленты, остались и в памяти актёров. Сын Олега Табакова, Антон, вспоминал позднее о городе Кириллове: «Как-то отец взял меня на съемки замечательной картины «Достояние республики». Фильм снимали в Кирилло-Белозерском монастыре под Вологдой, где сказочные леса и русоголовые люди и где было полное отсутствие средств массовой информации и очень плохо с продуктами. И немыслимое количество грибов, которые собирали ведрами».
Почему «Достояние...» снимали в Кириллове? На этот вопрос ответил режиссер Владимир Бычков, выступая на премьере фильма в Кириллове, которая состоялась пятого января 1972 года в кинотеатре «Спутник»: «Объехав 25 монастырей, мы остановились на вашем Кирилло-Белозерском монастыре. Что нашли мы здесь? Нашли прекрасные места, очень своеобразное и потому прекрасное сочетание старинных архитектурных ансамблей с удивительными по красоте пейзажами, чисто русскую и очень яркую самобытность нашего северного озёрного края…»
«В Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монастырях снимали логово бандитов-лагутинцев, в окрестностях деревни Щёлково проходили съёмки эпизодов «погони с фургоном», – рассказывает сотрудник Кирилло-Белозерского музея-заповедника Людмила Мякушева. – Все трюки проводились профессиональными каскадёрами. Для конных трюков в фильм был приглашён Пётр Диомидович Тимофеев, создатель первой школы каскадёров в СССР. В фильме «Достояние республики» он дублировал Олега Табакова (сцена прыжка на воз сена). Посмотрев кино, сын Табакова удивленно спрашивал отца: «Папа, а почему ты такой полный?». Табаков был тогда худее Тимофеева, режиссер и оператор «прикрывали» фигуру рубахой навыпуск, но те, кто знал фигуру Олега Павловича, подмену заметили».

Съемки фильма едва только начались, как случилось серьезное ЧП. 10 августа 1970 года в городе Кириллове Вологодской области едва не погибли двое каскадеров – Фирс Земцев и Юрий Федосеев. Вдвоем они должны были поставить сложный трюк – полет на тросе над монастырем (по сюжету один из циркачей таким образом спасает чекиста Овчинникова от бандитов-лагутинцев). Эпизод был снят с первого же дубля, и ЧП произошло уже после того, как была дана команда оператору «Стоп!». Причем вины каскадеров в случившемся не было. Трос лопнул, и каскадеры упали вниз. К счастью, высота оказалась не слишком большой – 5–6 метров, иначе падение завершилось бы куда трагичнее. А так Земцев получил переломы обеих ног, а его напарник, благодаря тому, что Земцев успел обхватить его руками, заработал всего лишь ушиб подбородка.

Следующие девять месяцев Земцев вынужден будет провести в гипсе. Однако и после его снятия врачи поставят ему неутешительный диагноз: вся жизнь – в инвалидной коляске. Однако вопреки всему Земцев проявит чудеса самоотверженности: будет тренироваться по нескольку часов в сутки и в итоге не только встанет на ноги, но и вернется к любимой работе (правда, уже в качестве руководителя каскадеров).

Еще одно ЧП, как пишут в Инете, произошло в сентябре, во время съемок в Вологде, куда съемочная группа переместилась из Кириллова. В тот злополучный день на Софийской площади города снимался эпизод въезда цирковых фургонов в ворота Кремля (по сюжету, это были ворота монастыря, где обитали лагутинцы). В съемках были задействованы восемь фургонов, которыми управляли десять каскадеров. Предпоследним фургоном управляли двое: опытный инструктор Юрий Котов и начинающий каскадер Валентин Мыльников, 23 лет от роду, работавший в том же народном цирке силовым жонглером.

В этот раз к трагедии привел… цирковой верблюд. Это он в тот момент, когда началась съемка, внезапно выскочил из-за кустов, чем сильно напугал лошадей седьмого фургона. Те резко рванули в сторону, в результате чего фургон стал заваливаться влево по движению. Мыльников попытался спрыгнуть с облучка, но далеко отскочить не успел, и фургон буквально впечатал его в землю. Котову повезло больше – его только ударило оглоблей по ногам. На милицейской машине Мыльникова доставили в больницу, где врачи поставили ему неутешительный диагноз – перелом позвоночника. Попало и Спартаку Мишулину.

В связи с тем, что это ЧП оказалось вторым по счету за месяц съемок, на студии имени Горького вскоре появится приказ, где будут ужесточены меры по технике безопасности на съемочных площадках. Что касается наказания для тех, кто непосредственно отвечал за случившееся, то и оно последовало незамедлительно: директора фильма сняли с работы, а режиссер Бычков удостоился строгого выговора. Видимо, на почве этих стрессов последний не выдержал и «развязал». Что, естественно, только обострило его отношения с руководством киностудии, пишет Федор Раззаков в книге "Скандалы советской эпохи".

Актеры часто испытывали финансовые трудности во время съемок, так как зарплату задерживали. Иногда артисты даже голодали, а выручал их Спартак Мишулин, который в перерывах между съемками не только кокетничал с вологжанками, но и переквалифицировался в повара. Коллеги вспоминали его «коронный» кулеш, который он готовил в небольшой кастрюльке прямо в гостиничном номере при помощи маленькой охотничьей керосиновой лампы, размером с портсигар.

Кстати, тогда в гостинице часто отключали электричество, поэтому такое «походное» приспособление выручало команду. А рецепт блюда, которое все ели и нахваливали, по словам Мишулина, был крайне прост. Он использовал все съедобное, что можно было тогда найти: консервы, крупу, супы из пакетиков.


Читайте также