Усадьба Брянчаниновых, Покровское

8487
5 минут
Усадьба Брянчаниновых, Покровское

Усадьба Брянчаниновых, Покровское


Недалеко от Вологды, в селе Покровское Грязовецкого района, располагается красивый усадебный комплекс, известный как усадьба Брянчаниновых – родовое гнездо вологодских дворян, к которому принадлежит и святитель Игнатий – крупный православный теолог, причисленный в 1988 году к лику святых. Именно в этой усадьбе и прошло его детство, а усадьбу построил его отец.



Святитель Игнатий в миру – Дмитрий Александрович Брянчанинов (1807–1867 гг.) – родился в Покровском, получил прекрасное домашнее образование. По настоянию отца поступил в Инженерное училище, но его привлекала духовная жизнь и он подал прошение об отставке, которое не было удовлетворено: воспротивился отставке император. По воле государя Дмитрию пришлось служить в Динабургской крепости (Даугавпилсе), но вскоре он из-за тяжёлой болезни подал ещё одно прошение об отставке, решение по которому было положительным. Так с 1827 года Дмитрий стал послушником в Александро-Свирском монастыре, а через четыре года принял постриг под именем Игнатия. В 1833 году по поручению императора Игнатий возобновил запущенную Троице-Сергиеву пустынь в Стрельне. В 1857 году Игнатия рукоположили в епископа Кавказского и Черноморского. Он активно занимался освоением Северного Кавказа и переселением сюда казаков. Перу святителя принадлежит много богословских трудов.
Род Брянчаниновых, по преданию, ведет начало от погибшего в 1380 году в битве на Куликовом поле оруженосца Дмитрия Донского – боярина Михаила Андреевича Бренко.
Брянчаниновым в 1617 году пожалованы сёла Покровское и соседнее – Юрово – за участие в народном ополчении 1611–1612 годов, обороне осажденного Смоленска и изгнании поляков.
В 1803 году Покровское с 400 душами крестьян перешло по наследству Александру Семеновичу Брянчанинову. Воспитанник Пажеского корпуса, служивший в свите Павла I, именно он около 1809–1810 годов он и выстроил новую усадьбу.
Архитектор, по проекту которого велось строительство усадьбы, точно не установлен. Считается, что это местный даровитый самоучка Александр Сапожников. Ряд современных исследователей в точности, изяществе и рациональности пропорций архитектурного решения видит руку столичного архитектора, близкого школе Матвея Казакова. Некоторые специалисты находят общность в композиционном построении усадебного комплекса с творениями Николая Львова. Кто бы ни был архитектором, но усадьба, действительно, хороша.
Построенная на европейский манер в стиле французского загородного дома начала XIX века, усадьба была каменной.




Двухэтажный дом и церковь, выдержанные в одном стиле, типичны для московского раннего классицизма. Дом объединен одноэтажными галереями с двумя флигелями. Центральная часть, подымающаяся мезонином, одним фасадом выходит в сад, другим обращена в сторону двора. От центральной части отходят два небольших крыла, продолжающихся полукружиями и завершающихся симметричными флигелями.
Снаружи дом компактен, но вместителен: в нем два этажа и мансарда. В мансарде две большие комнаты: кабинет и спальня хозяина усадьбы Александра Семеновича с окнами на село и спальня и будуар хозяйки Софьи Афанасьевны с окнами в сад. Второй этаж занимали детские комнаты – всего у Брянчаниновых было девять детей, старший – Дмитрий (Игнатий) (всего родилось шестнадцать детей, но выжили не все). На первом этаже – гостиная, зал, кабинет, комнаты для гостей, столовая для официальных приемов и торжеств, проведения музыкальных, литературных и театральных вечеров. Флигели использовали для проживания прислуги.

Интерьеры дома были выполнены в насыщенных расцветках розового, содержали зеленые и жемчужно-серые оттенки. Центр дома – двусветный круглый зал. Своды зала украшают лепные розетты. Часть полуциркульных окон выходит на галерею мезонина. Перед залом – голубая гостиная. За парадным залом – розовая комната. Старинная винтовая лестница 1812 года ведёт в мезонин, к семейным покоям.
Фасадные стены здания были розовыми. Лепные украшения консолей, несущих разорванный фронтон дома – изображения воинских атрибутов (шлемы, знамена, пики) – память о воинской славе предков рода Брянчаниновых. Лепные лошадиные головы украшают кронштейны балкона и являются крайней редкостью.

Усадебный комплекс с годами расширился и в 40–50-е годы XIX века в Покровском нужды владельцев удовлетворяли многочисленные мастерские – ткацкие, золотильные, резные, а также маленькие фабрики и огромные хозяйственные службы, псарня и зверинец. Площади владения Брянчаниновых на этот период составляли 1800 десятин земли (1965 га).
Последние владельцы усадьбы – Владимир и София Брянчаниновы – в 1918 году эмигрировали в Чехословакию, бросив почти все имущество. Им удалось покинуть страну только по причине хорошего отношения к ним местных крестьян. Хозяин имения находился в усадьбе, а хозяйка с детьми была в столице. Владимира Брянчанинова крестьяне предупредили об угрозе ареста и проводили его на поезд в столицу, где он воссоединился с семьей и далее Брянчаниновы эмигрировали в Чехословакию. Позже Владимир и София перебрались во Францию, а их дети в 1945 году из-за прихода к власти в Чехословакии коммунистического режима – в Австралию.
Усадьба была национализирована и могла быть утрачена. С 1924 до 1990-х годов в Покровском на базе усадьбы располагался санаторий для больных туберкулезом «Октябрьские всходы». Главный дом подвергся серьезным перепланировкам. Сохранилась усадьба благодаря главному врачу санатория – Александру Павловичу Тарасову. Ремонтно-реставрационные работы на объекте историко-культурного наследия начались в 1997 году.
Рядом с домом – кирпичный Покровский храм, построенный позже. Он выдержан в едином стиле со всем усадебным ансамблем: отделка интерьеров храма перекликается с архитектурными формами усадьбы. Сейчас ежегодно 13 мая в нем проходят богослужения в день памяти святителя Игнатия.



Слева от церкви семейный некрополь. В 2006 году сюда перевезен прах последнего владельца усадьбы – Владимира Николаевича Брянчанинова (скончался во Франции в 1963 году). Перевезла его на историческую родину внучка – Татьяна Ватсон – жительница Австралии, 25 лет (с 1994 года) ежегодно летом посещавшая Покровское.
Усадебный парк в Покровском – один из немногих дошедших до современности образцов ландшафтного искусства XVIII–XIX веков. В основе планировки парка восемь липовых аллей, при пересечении образующих звезду. Парк спускается тремя террасами к югу по склону сужающегося книзу холма. Главная аллея от партерной клумбы у южного фасада здания проходит через весь парк к пруду. Линия фруктовых деревьев разграничивает первую и вторую террасы парка. В центре средней террасы сохранились земляные валы лабиринта, неподалеку от которого был каменный грот. В этой части парка преобладают деревья лиственных пород. Нижняя терраса – широкий луг. Здесь выращивались ягоды, плоды и овощи, был фонтан. В конце сада были оранжереи для цветов, фруктов и овощей.
Природа Покровского отличается ботаническим разнообразием из-за векового смешения дикорастущей и культурной флоры. В начале июля в Покровском распускаются садовые колокольчики.