Сундуки Великого Устюга: не ремесло, а искусство

2137
3 минуты
Сундуки Великого Устюга: не ремесло, а искусство

Великий Устюг уже в XVIII веке, наряду с Новгородом, Холмогорами и Москвой, был одним из главных центров производства сундучных изделий


О давней традиции изготовления здесь сундуков неоднократно писалоcь в литературе.

- Так, Ф.А. Арсеньев в «Очерке кустарных промыслов», изданном в 1882 году, пишет: «В Великом Устюге с незапамятных времен существует производство сундуков, все в одной издревле установившейся форме. Промысел этот распадается на две специальности: на столярную, состоящую в приготовлении деревяшек или ящиков под обивку железом, и слесарную, заключающуюся в обивке деревяшек железом и в изготовлении замков и петель. Деревяшки работаются крестьянами подгорной Шемогодской волости, слесарная работа и сборка сундуков производится в устюжских мастерских. За пятерку деревяшек (пять штук — одна в одну) шемогодские мастера берут цену сообразно наружной окраске сундука: за писаные от 1р. 20 к. — 1 р. 30 к., крашеные от 80-90 к... В Устюге десять самостоятельных мастеров занимаются обивкой и сборкой сундуков; число рабочих у них до 86 человек. Совсем обитые и сложенные сундуки идут из мастерских на продажу — писаные по 3 руб., крашеные по 2 р. 60 к. за пяток... Сбыт на местном рынке в Устюге и главным образом скупщикам в уезды Яренгский, Тотемский, Вельский, Никольский, Кадниковский, Усть-Сысольский и в Вологду».

Сундучные изделия занимали важное место в жизненном укладе России на протяжении нескольких столетий. Сундуки служили для хранения одежды, книг, ценных бумаг. В интерьере русских домов различные виды сундуков соседствовали с предметами мебели, а нередко и заменяли их. Поэтому сундуки воспринимались как элемент художественного оформления жилища, что в свою очередь сформировало основные приёмы их декоративной отделки. Одним из приемов художественного оформления сундучных изделий была роспись и оковка железом.

В собрании музея Великого Устюга около 30 сундуков различной формы и отделки, среди них 20 расписных сундуков XIX — начала ХХ века. Большая часть поступила от жителей Великого Устюга и была собрана в результате экспедиций сотрудников музея в Великоустюгский, Кичменгско-Городецкий и Нюксенский районы Вологодской области в 1950-х — 1990-х годах.

Наиболее интересные предметы представлены в экспозиции Музея этнографии. Обращают на себя внимание устюжские расписные сундуки. Крышка и стороны украшены своеобразной росписью: на оранжевом и коричневом фоне изображены стилизованные цветы и листья папоротника. На красном фоне других сундуков — белые, жёлтые, синие, чёрные геометрические фигуры разных размеров: квадраты, круги, ромбы.

Стоит отметить, что расписные сундуки и лубяные коробки великоустюгской работы высоко ценились еще в древности и вывозились не только в другие российские города, но и за рубеж. Таким образом сундучные изделия с наиболее древними, сюжетными росписями XVII-XVIII веков пополнили столичные музейные собрания (Эрмитаж, Гос. Исторический музей), а также частные коллекции. Этот тип росписей представлен также в музеях Вологды, Архангельска, Вельска и других северных городов, но в значительно меньшей степени — в самом Великом Устюге, - сообщает великоустюгский музей-заповедник.

Фото - группа ВК "Котласский коллекционер"


Читайте также