Сухонские острова-язычники и их судьбы
В нескольких километрах от Тотьмы, выше по течению Сухоны, есть три острова: Дедов, Бабий и Внуков. Самый большой из них, да и самый крупный на всей Сухоне – Дедов – неправильной формы, вытянутый по течению реки, длиной 1,5 км и шириной, доходящей до 500 метров. Со стороны основного русла берег интенсивно подмывается, благодаря чему на значительном расстоянии наблюдаются обнажения, оползни и обвалы. В обнажениях видны чередования слоев гравия, галечника и песка разного цвета и механического состава – скорее всего, это древние отложения водно-ледниковых потоков.
Дедов остров – единственный остров на Сухоне ненамывного происхождения, поэтому растительность на нем напоминает настоящую тайгу: в центральной части острова она древесная (ель, сосна, мелколиственные деревья), а по краям и в южной части – луговая с кустарником. Помимо того, Дедов остров единственный на Сухоне (а всего их на Сухоне более трех десятков), который в половодье не заливает водой, так как высота его над уровнем реки летом превышает 10 метров. Ещё одно неоспоримое качество для статуса «единственный» – местоположение острова: он расположен почти точно посредине между истоком и устьем реки – на 285 километре от слияния Юга и Сухоны, протяженность которой в целом составляет 560 километров.
Легенду о происхождении названия острова в XIX веке записал случайный проезжий и опубликовал её в петербургской «Северной пчеле». Согласно легенде, в Великом Устюге жила семья – Дед, Баба и Внук, которая по какой-то причине попала в немилость и была изгнана из города. Поплыли гонимые вверх по Сухоне. Первым устал Внук и превратился в остров Внуков, чуть позже устала Баба и тоже поодаль превратилась в остров Бабий, Дед проплыл дальше всех, поэтому Дедов остров и отстоит от Великого Устюга всех дальше. Эта легенда имеет языческую подоплёку: внуками в язычестве называли людей по отношению к богам Древней Руси, Дед олицетворял собой языческого бога Велеса, а Баба – языческую богиню Мокошь. Легенда, вероятно, связана с христианизацией северо-восточной территории области. Великий Устюг – один из первых христианских центров на территории нашей области, поэтому изгнание из Устюга Деда, Бабы и Внука, возможно, связано с разрушением там святилища Велеса. Часть последователей язычества могла мигрировать вверх по Вычегде, в более глухие места, и принести с собой эту легенду.
Существует более обоснованная и углубленная версия о топонимике тотемских островов, в основе своей связанная с языческими представлениями славян о группе божеств, главным из которых был «Дед», далее шла «Баба», а в «подчинении» у них были «Внуки».
В основе этой версии – славянская мифология, согласно которой у восточных славян особый обряд почитания Дедов (усопших предков) совершался весной, на седьмой день после Пасхи (семуха, весенняя радуница или пасха усопших), или осенью. В жертву покойникам приносили пищу, которую, как и в других, связанных с именем Белеса или Велса славянских обрядах поминовения и кормления мертвых, первоначально относили на кладбище. Бог Велес у восточных славян выступал в роли божества загробного мира, в противоположность «солнечным» живым божествам – Роду, Сварогу или Перуну.
Существовало языческое святилище на Бабиной горе, посвящённое Мокоши – единственной женщине-богине в пантеоне древнеславянских божеств. Мокошь или Макошь – богиня урожая, Мать-сыра-Земля, олицетворяющая собой все воспроизводящие силы природы, которую, вероятно, называли в просторечье «Бабой».
Отсюда вытекает вероятность того, что на Дедовом острове в глубокой древности, почти тысячелетие назад, было кладбище славян-язычников, только-только начинавших освоение Заволочья в бассейне реки Сухоны. На этом кладбище мог быть установлен деревянный идол Деда – Велеса (Белеса).
На Бабьем острове ранее тоже какое-то время существовали капища предков-язычников. Учитывая то, что славяне старались не употреблять в устной речи наименования своих богов, применяя вместо них прозвища – Дед, Баба и другие – становится очевидным происхождение топонимов тотемских островов.
Язычество породило такие жанры фольклора как мифы и сказки, поэтому названия островов Дедов, Бабий и Внуков перекликается с сюжетами русских народных сказок, истоки которых – в славянской языческой мифологии. А.К. Белов – тотемский краевед, современный исследователь и интерпретатор язычества – отмечает, что славяне причислялись то к внукам Ярилы (землепашцы), то к внукам Даждьбога (воины), то к внукам Белеса (Велеса) – покровителя кудесников, волхвов, сказителей и чародеев (люди, имевшие связь с потусторонним, подземным миром). Отголосок традиции этого родства прослеживается в русских народных сказках, где в сакральных образах Деда и Бабки угадываются боги-прародители. В основе сюжета лежит похождение внучки или внука (в образе колобка, курочки Рябы, репки), а дети стариков – среднее поколение – всегда отсутствуют. Причина отсутствия в язычестве объясняется тем, что дети богов являются духами и находятся в мире духов – нави (в отличие от прави – обыденного мира), тревожить который своими представлениями о нём славяне не хотели.
Версии топонимов перекликаются с последующим размещением христианских обителей и очагов жизни на этих островах: на месте языческого святилища Велеса на Дедовом острове возник православный мужской Троицкий монастырь-пустыня, на Бабьем острове ранее тоже существовали капища язычников (Богородица в православии заменила собой языческую Бабу-Мокошь) позже недалеко от Бабьего острова возник женский Богородицкий монастырь; около Внукова острова, соответственно, возникла деревня Внуково (единственное селение на правом берегу Сухоны в этом месте), где жили простые крестьяне.
Появление христианских святынь на Дедовом острове неоднозначно. Существует две версии обоснования обители.
Согласно первой версии, в 1670 году пономарю Воскресенской церкви города Тотьмы Иоанну Яковлеву явилась икона Святой Троицы на западном берегу острова Дедов. Иоанн показал обретенную икону юродивому Андрею Тотемскому, который перед смертью, в 1673 году, завещал священнику Иоанну (пономарь был уже рукоположен в чин священника) построить часовню на острове и поместить в неё Троицкую икону. Овдовев, Иоанн Яковлев принял монашеский обет и был пострижен под именем Ионы.
В 1697 году приехал в Тотьму новый воевода Федор Авраамович Лопухин, отец опальной царицы Евдокии, первой супруги Петра I, вместе с дочерью Евдокией. Ф.А. Лопухин избрал своим духовником иеромонаха Иону и повелел ему поставить на Дедовом острове часовню, а позже отдал Ионе весь остров. Вкладчиками обители были воевода и его дочь. Евдокия Лопухина перед пострижением в Суздальском монастыре некоторое время провела в Богородицком монастыре, расположенном около Бабьего острова. Возможно, Иона был личным духовником и Евдокии Лопухиной, которая через 20 лет после пребывания в тотемском монастыре, в 1729 году, прислала в церковь икону с надписью, а через несколько месяцев – 2 богослужебные книги с дарственными надписями.
Согласно второй версии, по просьбе Ионы, выполнявшего тайное поручение юродивого Андрея Тотемского об устройстве новой пустыни на Дедовом острове, Лопухин отдал ему весь остров Дедов для устроения там Троицкой обители. Житиё местного святого юродивого Андрея Тотемского называет датой рождения будущего святого 1639 год, а мостом рождения – село Усть-Толшму, датой смерти – 1673 год, а место – город Тотьма. Похоронен святой под спудом в церкви Воскресения Христова на берегу Сухоны (сейчас в этом здании расположена районная библиотека им. Н. Рубцова). Большую часть жизни Андрей юродствовал, перемещаясь в поисках милостыни круглый год от Устья Толшменского (современное село Красное Маныловского сельсовета, а до 1917 г. село Благовещенское) до Тотьмы и обратно. Дедов остров лежал на его пути, и Андрей посещал его, а потому мог знать о языческих обрядах на старом кладбище, где весной, в Троицкую Субботу, собирались жители окрестных деревень и проводились обряды, идущие, с точки зрения православного христианина Андрея, вразрез с христианской верой. Вероятно, тайное поручение, данное перед смертью в 1673 году пономарю Воскресенской церкви Иоанну Яковлеву, своему другу, об устройстве новой пустыни на Дедовом острове, было направлено на то, чтобы словом Божиим отвадить «поганых» язычников с этого места. Иона, выполнив завещание, поселился на острове окончательно и стал затворником.
В любом случае, в 1698 году на месте явления иконы Святой Троицы Иоанну (в иночестве Ионе) для явленной иконы была построена первая деревянная часовня Святой Троицы. Здесь же в конце 17 столетия основана Дедовская Троицкая мужская пустынь, а в ней – две церкви: каменная во имя Святой Троицы и деревянная святого Сергия Радонежского. В 1706 году была освящена первая деревянная холодная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1715 году построена вторая деревянная церковь, но она осталась неосвященной: в этом году Дедовская пустынь приписана к Спасо-Суморину монастырю, а игумен Спасо-Суморина монастыря распорядился продать достроенное здание Всехсвятской неосвященной церкви. Через 12 лет Дедовой пустыни возвращена самостоятельность. Монахи снова начали строительство тёплой церкви, которая в 1732 году была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
В монастыре хранилась икона Покрова Пресвятой Богородицы, присланная в 1729 году царицею Евдокией.
В 1754 году освящена новая деревянная Сергиевская церковь взамен обветшавшей, а в 1762 году на острове построили небольшую каменную
Покровскую церковь вместо деревянной. В 1764 году пустынь была предназначена к упразднению, но по просьбе жителей оставлена с одним священником и причетником на содержании города. В 1765 году начали пристраивать к Покровской каменной церкви каменную Троицкую церковь. Ранее в Троицкой Дедовой пустыни была только часовня Святой Троицы. В 1770 году холодная Троицкая каменная церковь с шатровой колокольней в одной связи освящена, маленькая теплая Покровская церковь осталась при Троицкой церкви приделом.
С 1832 года пустынь снова приписана к Спасо-Суморину монастырю. Через несколько лет ветхую деревянную Сергиевскую церковь разобрали и устроили в каменной церкви второй тёплый придел – преподобного Сергия Радонежского.
В начале 20-го века вся земля на острове (пашня, сенокосы и лес) принадлежала Спасо-Суморину монастырю. Церковь, окруженная каменной оградой с настоятельскими кельями в ней, стояла на западном конце Дедова острова. Над землянкой основателя пустыни старца Ионы с южной стороны пустыни стояла часовня. За оградой располагались деревянные строения: дом для братии, баня, амбар, погреб и скотный двор. Скот выпасали на восточном залесенном конце острова. Перед церковью с запада росли ели и сосны. В этой хвойной рощице любили прогуливаться горожане.
После 1917 года Спасо-Суморин монастырь и приписная Дедова пустынь закрыты. В 1919 году арестован настоятель Спасо-Суморина монастыря игумен Кирилл. В главном монастыре и в приписной пустыни на Дедовом острове поселились коммунары и коммунарки. Они разобрали Троицкую церковь на кирпичи, кирпичи продали. Вместе с церковью в начале 30-х годов были разобраны и береговые укрепления из крупных валунов, поэтому берег острова со стороны главного русла реки стал постепенно подмываться, и теперь видны лишь жалкие остатки фундамента храма.
Сейчас на острове никто не живет, осталось лишь небольшое каменное сооружение хозяйственно-бытового назначения, возведенное в середине XIX века. В настоящее время на острове стоит памятный крест и построена часовня Святой Троицы.
На фотографии XIX – начала XX века виден высокий остров с миниатюрным храмом, стены Троицкой церкви украшены знаменитыми тотемскими клеймами-картушами.
Как упоминалось выше, невдалеке от острова Бабий существовал Богородицкий женский монастырь в Заречной слободе, за Сухоной. Первоначально упоминавшийся ещё в 1646 году Тотемский Богородицко-Владимирский монастырь, он до 1682 г. был мужским, а позже обращён в женский – Богородицкий девичий монастырь. В 1764 году он был назначен к упразднению, а церковь решено было обратить в приходскую. На самом деле монастырь существовал до 1768 года. Богородская церковь была обращена сначала в приходскую (в 1791-м году она была еще приходской), а затем – в городскую кладбищенскую с самостоятельным причтом (в 1810-м году она уже городская кладбищенская). С 1816 года Богородская церковь приписана Богоявленскому собору и с того времени не имеет отдельного причта. В настоящее время в Богородской церкви о бывшем монастыре напоминают только два колокола на колокольне. Надпись на одном говорит о существующем монастыре: «1701 году вылит сей колокол в дом Пресвятыя Богородицы в девич монастырь при игумение Улиании и при священнике Константине». На другом надпись уже говорит о бывшем монастыре: «1775 году генваря перваго дня куплен сей колокол в Москве в город Тотьму в былой (или: бывый) девич монастырь на казенные деньги».
Существующая кладбищенская Богородская церковь построена и освящена в 1755 г. и затем, после значительных переделок, вновь освящена в 1759 году. Придел был первоначально освящен в честь Московских святителей, причём раньше главного храма, внутренняя отделка которого затянулась на четыре года. В 1854 году придел после ремонта переосвящён в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
Здание существующего храма первоначально было построено в русском стиле, возможно, с примесью барокко. С северной стороны большая часть прямоугольных окон трапезы и храма украшена кокошниками со стрелкой, одно окно без него и одно окно, крайнее к алтарю, украшено фронтоном в стиле барокко, как и все окна второго яруса. Эти фронтоны, составленные как бы из переломленного карниза, сходны с фронтонами окон городских церквей Предтеченской и Воскресенской и, по-видимому, особенно в нижнем ярусе, сделаны при Богородской церкви в позднейшее время. Вход с северной стороны в холодную церковь устроен вместо бывшего окна, так как часть кокошника, украшавшего окно, уцелела и виднеется над крышею крыльца. Окна алтаря почти квадратные и украшены только наличниками. Окна в приделе, кроме алтарного, все украшены кокошниками.
Крыльцо-паперть с запада пристроено вновь. Главки, увенчивающие четверик храма, построены вновь. У основания барабанов сохранились еще полукруглые закомары. Вероятно, до переделок храм был увенчан обычным пятиглавием. Стены храма украшены пилястрами. Колокольня состоит из двух четвериков. Основной четверик по углам с рустиками. Углы второго четверика, в котором помещается звон, округлены, и, благодаря сильно выступающим наличникам окон, верхний ярус колокольни издали кажется восьмиугольным. Колокольня увенчана шпилем. Возможно, первоначально колокольня была шатровая, хотя время постройки колокольни неизвестно, но, судя по стилю, не ранее XIX века и, вероятно, одновременно с перестройкой церквей в 1854–1856 годах..
Внутреннее убранство обоих приделов Богородской церкви (иконостасы, иконы и настенная живопись) новое, XIX века, и довольно простое. Из древних икон сохранилось лишь несколько в алтаре: икона Владимирской Божией Матери за жертвенником и несколько пядничных икон, размещенных по стенам алтарей.
На фото: 1 - остров Дедов, 2 - остров Бабий, 3 - остров Внуков, 4 - слева – снимок сверху (видны остров Дедов и остров Бабий, острова Внукова не видно; красная точка – местоположение Дедовой Троицкой мужской пустыни на Дедовом острове), справа – Дедов Троицкий монастырь (оставшаяся от него церковь, сам монастырь закрыт при Екатерине). Видны картуши, 5 - Дедова Троицкая мужская пустынь в Дедовом острове, 6 - остатки монастыря на Дедовом острове, 7 - современный вид сверху, 8 - Богородская церковь.