Храм Покрова Пресвятой Богородицы

6840
3 минуты
Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, с. Усть-Печеньга Тотемского района


На берегу реки Сухоны, примерно в 60 км от Тотьмы, стоит село Усть-Печеньга, Устье, Устье Печенгское – все эти имена относятся к одной и той же деревне. Возникла она не раньше XVI века на левом берегу Сухоны или на «ходучей стороне» (по этому берегу шёл «бичевник» – дорога бурлаков, тянувших суда и баржи), как его называли в старину. Топоним Печеньга в переводе с древнего финно-угорского языка на русский означает «Сосновая река» – вероятно, потому, что напротив устья Печеньги у высокого берегового обрыва стоят вековые сосны.



Люди начали заселяться здесь ещё в каменном веке: обнаружены мезолитические и неолитические стоянки 6–4 тыс. до н. э. На окраине современной Усть-Печеньги археологи нашли следы поселения железного века, датировав его началом 1 тыс. н. э. До русских по берегам Сухоны и её притоков жили финно-угры.

Впервые Устье Печенгское упоминается в писцовой книге Окологородской волости 1623 года: в деревне кроме деревянной Покровской церкви было 6 дворов черносошных крестьян и 1 двор бобыля (безземельного человека), в которых поживало 11 «людей» (т. е. мужчин). Во второй половине XVIII уже отдельно выделялась Усть-Печенгская волость, а деревня стала селом – волостным центром с церковью. По материалам Генерального межевания 1780-х годов, в нём насчитывалось 6 дворов, в которых по ревизии числилось 18 мужчин и 16 женщин. В 1856 году в деревне было уже 14 дворов с 92 жителями, в 1908 году – 33 дома и 192 жителя, а в начале XXI века – 72 жилых и дачных дома, где зарегистрировано 240 жителей.
Главной достопримечательностью Усть-Печеньги является храм Покрова Пресвятой Богородицы Покровский храм, возведенный на левом, высоком берегу реки Сухоны, один из немногих в области, которые не закрывались даже в советские годы. Уникальность храма – в его иконостасе – он сделан из итальянского каррарского мрамора.



Еще в 1623 году в маленькой, глухой деревне, названной так в конце XV века по названию впадающей напротив селения в Сухону небольшой лесной речки Печеньги, и была построена деревянная церковь. Ныне существующий каменный храм построен в 1781 году на деньги местного купца Алексея Волокитина – уроженца этого места – и освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Эта дата и считается годом рождения Усть-Печеньгского храма.
Летний храм Покровской церкви остался нетронутым со времени постройки, поэтому его архитектура и сохранившийся иконостас представляют собой один из образцов «тотемского барокко». В 1897 году храм достраивался: на средства Павла Пожарского – потомка Дмитрия Пожарского – были пристроены два теплых придела (1897 г.) и колокольня (1900 г.). В 1912 году был освящен престол левого придела храма во имя Всех святых.
В приделах храма были устроены и два мраморных иконостаса, устроенные на средства уже упомянутого Павла Пожарского – потомка народного ополчения 1612 года – Дмитрия Пожарского. Вклады сюда московские князья Пожарские делали и раньше.
Многие мастера русского севера писали иконы в классическом стиле, но столичные благотворители делали иконостасы на свой столичный вкус, поэтому иконостас Покровской церкви необычен для Севера – он расписан в итальянской манере и больше напоминает петербургские церкви.




Покровский храм в годы советской власти закрывался лишь с 1938 по 1943 годы: в нем было устроено зернохранилище. Жители Усть-Печеньги всю утварь разобрали на хранение по домам, а заведующий зерноскладом Иван Корепин, человек верующий, не допустил повреждения церкви. По открытии храма утварь и иконы вернули, но не было батюшки: служивший ранее в храме архиепископ Александр был арестован и сослан. Впоследствии причислен к новомученикам и исповедникам Российским. Нового батюшку искали 2 года, поэтому первое после открытия храма богослужение было совершено только на Пасху в 1946 года, а люди приходили за 20–40 километров. С тех пор молитвенная жизнь в храме не прерывается.
Благодаря тому, что храм не был закрыт, практически полностью сохранилось внутреннее убранство, включая фресковые росписи в летней и зимних половинах. В церкви есть иконы с сюжетами из житий местных святых Феодосия, Максима, Андрея и Вассиана.