Выдающиеся вологжане: от А до Я. Михаил Приемышев, архитектор собственной жизни

20110
8 минут
Выдающиеся вологжане: от А до Я. Михаил Приемышев, архитектор собственной жизни

Известные представители культуры, образования, социальной сферы и спорта Вологодской области рассказывают, что именно в их работе и жизни является на данный момент самым важным и значимым

#ЖизньЗамечательныхВологжан #МихаилПриемышев

Известные представители культуры, образования, социальной сферы и спорта Вологодской области рассказывают, что именно в их работе и жизни является на данный момент самым важным и значимым.

Михаил Приемышев - архитектор, художник, идеолог и куратор творческих проектов в области дизайна городской среды, искусства и креативных индустрий. Руководитель проектной школы архитектурных и городских исследований ШАГИ.

Михаил Приемышев делится своими воспоминаниями, размышлениями о профессии и творческими планами.

приемышев3.jpg

Откуда Вы?

- Я родился в Вологде. Несмотря на все мои путешествия: трехлетний опыт работы в Китае, в разных странах: Штатах, Британии, сохраняется привязанность к городу Вологда. Меня тянет в глубинку…

Мои родители врачи. Никто не заставлял меня становиться архитектором. Мой прадед строил деревянные дома. 5 лет назад я нашел его дом, который стоит уже 100 лет. Это потрясающий дом с мансардой в Сокольском районе. Наверное, моя любовь к дереву, к пониманию того, что сделано «через руки», через инструмент, даже через живопись-более ценно практически, чем то, что ты делаешь на компьютере.

Кто Вы на самом деле? Вы художник или архитектор?

- Хороший вопрос. Мне кажется, я до сих пор иду к этому пониманию. Вот эта точка из пункта «А» в пункт «Б» для меня не самое важное в жизни. Сам путь - он для меня более важен, чем конечный итог этого пути. Поэтому, я до сих пор иду, собирая по дороге всякие артефакты, инструменты. Наверное, всему этому предшествовала какая-то детская мечта. Мечта, которая рождалась из дефицита, нехватки игрушек, цветных автомобилей, видеоигр. Хотелось делать вокруг себя более что-то разнообразное, интересное, примечательное, красивое.

Художник для меня сейчас понятие ключевое. Оно объединяет в себе человека, который рефлексирует и из этой рефлексии делает движение вперед. Какой продукт будет: картина или деревянная архитектура, или песня – это уже не главное. А по сути, наверное, я художник.

Как Вы пришли к использованию нетипичным для художника изобразительным инструментам?

- Понятие живопись - оно для меня не раскрыто. Я не учился в художественной школе, только в языковой. И, наверное, само понятие «язык» для меня в творчестве наиболее интересно. Я стараюсь, глядя на окружающую среду, материалы, воспринимать это как некий язык. Вот птицы летят с дома на дом, садятся в песок или на асфальт, клюют зернышки. Для меня это язык птиц, язык их внутреннего мира.

Есть язык архитектуры, где, например, каменные дома общаются с деревянными. Я вижу, кто кого переговаривает, такой некий спор между архитектурой. И поэтому, когда я пришел к тому пониманию, что я должен все фиксировать в свой скетчинг, каллиграфию, картины, мне в этом как раз помогает язык окружающей среды. Если я чувствую, что нужно использовать птиц или людей для разговора в создании картины, я это использую.

Лично для меня картина должна писаться очень быстро, в контексте сегодняшнего дня и времени, пока, например, не прошел день или не село солнце, или не встало солнце. Где-то я рисую в поле, где-то на мосту, где-то на пешеходном переходе. Когда я еду в Турцию с семьей, я рисую на пляжах, и там все эти кошки, туристы с песком на шлепках – это все ложится на картину. Я не переживаю, все это сохраняется там. Все эти маленькие детали, они там остаются.
приемышев2.jpg

Расскажите о проекте «Новая религия» в Сан-Франциско

- Мы с Наталией Львовой в 2019 году в Сан-Франциско создавали проект. У нее была своя концепция потребления. Она мне тоже была очень близка. Люди молитву или религию заменяют новыми покупками, например, новыми айфонами, лабутенами... Наталия предложила мне стать архитектором идей и найти образ, который бы выразил эту новую религию. Я предложил ей храм, который является символом чего-то очень устойчивого, непрозрачного, хранящего какие-то ценности, заменить новым символом. Наоборот, сделать его прозрачным, похожим на разорванный пакет, и показать, что ты что-то кладешь в этот пакет и можешь также это легко достать и положить туда новые ценности.

Как Вы поступаете с плохими днями?

- Когда день совсем плохой, я всегда стараюсь его сравнить с любым другим днем и понимаю, что день то не такой уж и плохой. Я стараюсь не быть фатальным в плане искусства. Я могу сам переживать очень сильно о чем-то и казаться фаталистом. Но я не хочу, чтобы эта фатальность сохранялась в искусстве.

Для Вас важно общественное признание?

- На первых этапах художнику лучше избегать стремления к коммерческому успеху. Я помню, когда начинал работать, брал краски и занимался разными техниками письма, я не стремился к этому. Я не стремился сделать это коммерческим сразу. В итоге вышло так, что первую картину у меня купил мужчина в Нью-Йорке.

Какая страна более всего вдохновляет?

- Мне очень близка Азия. Это было первое мое погружение в другой язык, совершенно другие обычаи, восприятие информации, коммуникативный обмен. Это, наверное, сделало меня в каком-то смысле более смелым, откровенным.

Кто Ваши друзья?

- Мои друзья - это моя семья, как бы это банально не звучало. Я никогда вокруг себя не держу случайных людей. У меня есть очень близкие люди - друзья по интересам. Когда меняются мои интересы, также и меняется мой круг друзей, людей близких по духу. Этих людей, которые разделяют мои взгляды, поддерживают, я очень ценю. Мое окружение - это моя семья, мои дети. И самые близкие друзья, они и составляют круг моей второй семьи.

О детях и их выборе

- У меня нет стремления, чтобы они наследовали мой путь архитектора или художника. Чем им нравится заниматься, пусть тем и занимаются. Лишь бы они были счастливы в своем выборе.

Если бы была возможность, что изменили бы в жизни?

- Нет. Я бы не стал ничего «переигрывать».

Вообще ничего?

- Нет. Но мы играем сейчас. Игра не закончена. Я не дошел в точку «Б». А точка «Б» я думаю, у всех одна. И пока из точки «А» идешь в точку «Б», идет игра. Переиграть какой-то тайм? Я же не знаю, может я еще в первом тайме, а может, я уже заканчиваю второй тайм, а может уже серия пенальти. Я не знаю, где я сейчас.

Чьё творчество Вас вдохновляет?

- Сальвадор Дали был первым художником, книгу про которого я купил. Когда я поступил в институт, мама спросила, какую книгу ты хочешь. Я назвал Сальвадора Дали.

Как относитесь к критике?

- Эта тема немножечко болезненная. Когда то, что ты сделал, считаешь важным, а люди вокруг тебя не видят этой важности. Поэтому, даже не критика, меня раздражает, а больше раздражает невнимательность к твоей точке зрения или несовпадение взглядов. Я себя критикую больше, чем другие. Но невнимание к деталям, к мелочам, к моей философии и ценностям меня, наверное, раздражает больше.
приемышев1.jpg

Что для Вас Вологда?

- С другом мы нашли хорошую метафору, что Вологда похожа на картину, к которой подходит художник раз в сто лет, делает пару штрихов и уходит куда-то опять. Возможно, художник уже умер, но картина стоит. Очарование Вологды для меня в том, что она как недорисованная картина, начатая непонятно когда, дикая, незаконченная немножечко, старенькая, немножечко со своими сундучками, куда ты можешь заглянуть и что-то найти, как в детстве забытый вкладыш или тетрадку с заметками. И ты нашел и вспомнил все. Вологда – она для меня как старая квартира, которая хранит воспоминания, которыми не хочется жить, но которые для тебя важны.

О новаторстве в искусстве

- Раньше, лет 7 назад, было важно создать что-то свое, что-то новое. Меня триггерил этот момент, что есть что-то похожее, что это уже было. Из кожи вон надо вылезти, чтобы создать что-то новое. Так у меня было с каллиграфией, с графическим дизайном. Я понимал, что все приемы уже изучены, разобраны и есть люди технически более развитые, чем я. Меня стала занимать взаимосвязь между мирами творческими: урбанистика, дизайн, живопись, каллиграфия, дискуссии, поездки по всему миру. Умение переключаться и находить собственный язык, воплощая в своем творчестве - это и есть мое уникальное.

Я перестал зацикливаться на новизне: визуальной, архитектурной. Мне стала интересна новизна рассуждений, размышлений, чем, в принципе, я сейчас и занимаюсь. А то, что художники воруют, уже всем известно и понятно. И для меня это не предмет, о котором стоит переживать.

Как воспринимать победы и поражения?

- Самый лучший совет - перестать на время заниматься творчеством. Творчество, искусство и переживания об этом - это лишь часть жизни, и нельзя ставить это во главу угла или делать целью всей своей жизни. Творчество - это некое эфемерное состояние в жизни, к которому ты стремишься, но это не вся жизнь. Попробуй путешествовать, поработай дворником, сделай еще что-то, пообщайся с семьей, и ты поймешь, что творчество по тебе «соскучилось» и оно само к тебе вернется.

Заменит ли когда-нибудь художника машина?

- Я допускаю, что такое может быть. Думаю, что лет через 20-30 мы будем, возможно, брать интервью не только у людей...

Фото предоставлены Михаилом Приемышевым


Читайте также