Культурный код: Константин Батюшков

228715
5 минут
Культурный код: Константин Батюшков

28 мая 1987 года к 200-летию со дня рождения Константина Николаевича Батюшкова на Соборной Горке Вологды открылся памятник поэту. В качестве архитектора выступил В.И.Снегирев, а изваял композицию скульптор Вячеслав Клыков.


По замыслу автора мы видим Батюшкова, возвращающимся из очередного боевого похода со своим верным другом конем.

C7zdFoRJQoY.jpg
Афина Паллада в первозданном виде до изъятия вандалами некоторых частей в металлолом. Фотограф Александр Муханов. 1987 г.

Справа от памятника – богиня войны Афина Паллада, а слева – Муза поэта, обычная крестьянская девушка, которой он посвятил самые лучшие свои произведения.
- Сколько было предложений по месту установки памятника! Например, его предлагали разъединить: коня - к какой-нибудь сельскохозяйственной выставке или к Колхозному рынку, а поэта - либо напротив его дома (т.е. у рынка), либо в конце бульвара на пр. Победы, асимметрично к Ленину во избежание банальности. Некоторые предлагали ограничиться бюстом, - рассказывает Леонид Панов в группе «Старая Вологда».
Авторский проект включал ротонду на противоположной стороне оврага. От этой идеи отказались. Автор согласился. О дальнейших "упрощениях" авторского согласия не спрашивали.

CUuKVWYmETc.jpg
Открытие памятника, Вологда, 1987 год

«Благодарные потомки» видоизменили памятник: теперь из-за вандалов у Афины в руке вместо копья, а потом уже батожка, какой-то "огрызок" сантиметров 10. Даже флейту у девушки отпилили и принялись уже за пальчик…

Профессор ВоГУ Юрий Розанов говорит, что, конечно, поэт Константин Батюшков лошадей на набережной не выгуливал.
- Конь на Соборной горке - это, скорее, аллегория, символ его военного прошлого. Что касается всего остального… Да, Батюшков родился в Вологде в 1787 году. Но в раннем возрасте его увезли в имение Даниловское под Устюжну, а потом в Петербург. В 1833 году, когда родные привезли его на родину, он был уже совершенно беспомощный и психически больной человек. Сам факт пребывания поэта в глухой, провинциальной Вологде в столь печальном положении особо не разглашался. Читатели 1830-40-х годов искренне полагали, что поэта уже нет в живых. Физическая кончина Батюшкова в 1855 году вернула его в ряды «нормальных» людей. На погребении поэта в Спасо-Прилуцком монастыре присутствовали и губернатор, и архиепископ. Был установлен достойный памятник - стела из светлого мрамора с красивым чугунным венком каслинского литья, - рассказал профессор газете «Аргументы и факты».

К столетию со дня рождения Батюшкова активно велись разговоры о возможности создания мемориального музея поэта. Называлось даже место - большой каменный дом в центре города, где он жил и умер. Сейчас это угол проспекта Победы и улицы Батюшкова. В нем тогда размещалась Мариинская женская гимназия.

Портрет Константина Николаевича Батюшкова 1815 КИПРЕНСКИЙ.jpg
Когда поэта привезли в Вологду, как пишут биографы, он был "до того расстроен нервами, что не мог видеть ни свечки, ни зеркала, не позволял менять на себе белье и всячески избегал женского общества"

Но на музей не нашли средств. Кстати, уже в те годы в Вологде не было мемориальных вещей: семья Гревенсов, в которой 20 лет жил Батюшков, уехала в Петербург, а реликвии затерялись.

Но именно к 100-летию со дня рождения на фасаде этого дома была установлена внушительная памятная плита с надписью: «В этом доме жил и скончался 7 июля 1855 года Константин Николаевич Батюшков».

Батюшков оказался совершенно чужд советской власти. В 1920-е годы был закрыт Спасо-Прилуцкий монастырь, там сделали лагерь для «спецпереселенцев». Монастырское кладбище уничтожили, в том числе и надгробие поэта.

hK35QYFTB1o.jpg
Настоятель Спасо-Прилуцкого монастыря архимандрит Анатолий у могилы К. Н. Батюшкова. Начало XX в.

А в 1926 году был упущен, наверно, последний шанс получить подлинные вещи Батюшкова. В местный музей обратилась внучатая племянница поэта 59-летняя Екатерина Леонидовна Шейбер (Шипилова). Она предложила музею принадлежавшие Батюшкову предметы. Сделав это с большим достоинством, женщина попросила, чтобы взамен этих вещей ей назначили бы пожизненную пенсию, как единственной оставшейся в живых и близкой родственнице Батюшкова. Но вологодские музейщики, увы, отказались.

qXt6i8NgOqs.jpg
Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря в Спасо-Прилуцком монастыре Вологды. Справа - Екатерининская церковь-усыпальница. Слева - могила поэта К. Н. Батюшкова. Июнь 1982 года

Вещи из коллекции, которую предлагала вологжанам внучатая племянница, так нигде и не появились. Но в Москве и Петербурге раритеты есть. Например, в Москве сохранился страшный стул, к которому привязывали больного Батюшкова.

Когда в 1955 году отмечали столетие со дня смерти поэта, выяснилось, что его могила разорена. Срочно изготовили кенотаф - символическую могилу. В канаве у монастыря отыскали надгробие, отремонтировали его, вместо утраченного чугунного венка к стеле прикрепили металлический медальон с барельефом поэта.

Однако поставили памятник совсем не на том месте, где покоится прах. При этом было точно известно место могилы по старым фотографиям и плану кладбища. На тот момент в бывшем монастыре размещался уже не лагерь, а воинская часть - гарнизонный аптечный склад.

Монахи, получившие монастырь, - это уже в горбачевское время - попытались исправить ошибку. Но дело в том, что на территорию монастыря музейщики спешно перенесли с Кубенского озера деревянную церковь. И она установлена как раз на могиле. Перенести храм невозможно - он рассыплется. Так что Батюшков похоронен где-то в районе ступеней, а стела с барельефом установлена чуть в стороне.

05_big (1).jpg
Экспозиция музея поэта

К двухсотлетию со дня рождения Батюшкова, в мае 1987 года, в двух комнатах большой служебной квартиры Гревенсов был открыт литературный музей. Интересно, что расстановка мебели была выполнена по детальному описанию гостиной на 1847 год. Однако мемориальные вещи в ней отсутствовали. Но из-за протечки крыши музей в конечном итоге был закрыт.

Источник - издание "В точку"

Читайте также