Круглый стол, посвященный проблемам взаимодействия вузов и других учреждений, прошел в Вологде

39851
4 минуты
Круглый стол, посвященный проблемам взаимодействия вузов и других учреждений, прошел в Вологде

Встреча была организована по инициативе постоянного комитета Законодательного собрания области по образованию, культуре и здравоохранению совместно с ВолНЦ Российской академии образования, общественным экспертным советом по развитию региональной системы образования и научно-теоретическим журналом «Педагогика».
- Сегодня впервые за последние годы мы будем обсуждать взаимодействие образовательных организаций, высшего и среднего профессионального образования в реализации национального проекта "Образование". Когда мы продумывали повестку, то составили список из 12 вопросов. Все они важны, актуальны и требуют внимания. Однако в рамках нынешнего заседания мы остановились на четырех. Это создание педагогических классов в образовательных организациях области при участии высшей школы, это воспитательная функция школы. Очень важный вопрос, который предстоит обсудить, - организация педагогической практики. Особенности такой работы нам продемонстрировала пандемия. Практически весь прошлый год дети учились на удаленке. Казалось бы, в таких условиях организовать педагогическую практику невозможно. На самом деле, нужно просто продумать новые методы, подходы к организации практики, - рассказала председатель комитета Законодательного собрания области по образованию, культуре и здравоохранению Людмила Ячеистова.

В обсуждении вопросов круглого стола приняли участие более 90 представителей педагогического и научного сообществ региона.
Людмила Ячеистова: «Без объединения усилий невозможно эффективно реализовывать нацпроект «Образование»


Открывая встречу, Людмила Ячеистова отметила, что без объединения усилий школ, педагогических колледжей и вузов невозможно эффективно реализовывать национальный проект «Образование» и его главные задачи. Среди них - вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству образования.


- При этом объединение усилий представителей педагогического сообщества должно учитывать потребности рынка профессионального труда и инновационного педагогического образования, – добавила директор Вологодского Научного Центра Лариса Володина.

Проблему педагогического кризиса обозначила научный руководитель Института стратегии развития образования РАО Светлана Иванова:
- Педагогические вузы готовят сейчас учителей сегодняшнего дня, но нет уверенности, что они готовят учителей будущего. Можем ли мы утвердительно ответить на вопрос о том, понимает ли будущий педагог, как сформировать у школьников базовые навыки? Современный учитель должен избегать репродуктивного подхода и шаблонов в своей работе. Из-за перегруженности образовательных программ у современного учителя нет времени помочь ребенку раскрыть его потенциал, выявить его способности… Учитель на каждом уроке стремится, как можно быстрее изложить материал, чтобы «уложиться» в сроки освоения программы.

Одной из ключевых тем для обсуждения стала проблема взаимодействия кафедр вузов, выпускающих специалистов педагогических направлений со школами и колледжами.

Начальник Департамента образования области Елена Рябова представила модель взаимодействия по подготовке педкадров. Одной из ключевых структур в регионе, концентрирующих вопросы подготовки учителей, стал Сертификационный центр. В перечень его функций входит мониторинг кадров, взаимодействие с вузами, координация создания и функционирования педагогических классов.

Другой ключевой организацией является Вологодский институт развития образования, который призван осуществлять мониторинг предпочтения выпускников школ, профессиональную подготовку кадров и профориентацию.
- В преддверии нового учебного года мы провели мониторинг потребности в педагогических кадрах школ Вологодской области. По ситуации на 1 марта в образовательные учреждения региона требуются 438 учителей. Самая большая их нехватка в Череповце, Вологде и Вологодском районе, – отметила Елена Рябова.

Директор Института педагогики, психологии и физического воспитания ВоГУ, кандидат педагогических наук Татьяна Поярова рассказала о подготовке кадров для работы с общественными организациями школьников. На учебных занятиях в вузе студенты знакомятся с современными тенденциями развития вожатской деятельности, направлениями Российского движения школьников. Среди них – личностное развитие, гражданская активность, военно-патриотическое и информационно-медийное направления.
- Со следующего учебного года студенты третьих курсов будут проходить практику в качестве помощника классного руководителя. Основная цель их деятельности — формирование профессиональных компетенций в сфере воспитательной работы с детьми и подростками, отработка умений подготовки и проведения общешкольных дел, сопровождение участия школьников в деятельности РДШ и других общественных объединений, органов ученического самоуправления, – уточнила Татьяна Поярова.
На круглом столе выступили: проректор по образовательной и воспитательной деятельности "Вологодского государственного университета" Светлана Виноградова, врио ректора "Череповецкого государственного университета" Александр Стрижов, директор "Вологодского педагогического колледжа" Светлана Панахова, начальник управления образования Череповца Мария Барабанова, доцент кафедры начального образования, общей и социальной педагогики "Череповецкого государственного университета" Валентина Ильичева, директор "Ермаковской средней школы" Сергей Сорокин, координатор Вологодского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" Владимир Беляев.

Отметим, что в ходе обсуждения каждого вопроса круглого стола его участники внесли большое количество предложений по эффективности взаимодействия всех резидентов региональной системы образования. Часть из них войдут в итоговую резолюцию.


Читайте также