Пекарня Бабушкинского райпо не сдается в споре с энергетиками МРСК

39401
7 минут
Пекарня Бабушкинского райпо не сдается в споре с энергетиками МРСК
#СериалРасследование #ЭнергетикиВышеЗакона #Пекарня

Потребители, которых обвинили в безучетном потреблении электричества, заявляют о сговоре энергетиков МРСК Северо-Запада. 

Вологжане считают, что многомиллионные долги за безучетное потребление – это попытки энергетиков сделать план и получить премии.

Истории вологодских предпринимателей, ставших в один миг должниками энергетической компании МРСК Северо-Запада, похожи одна на другую. Сегодня мы рассказываем о том, как пекарня Бабушкинского райпотребсоюза оказалась благодаря энергетикам в долгах как в шелках!

Внезапная проверка, очнулся – миллионы долга

Пекарня Бабушкинского райпотребсоюза – одно из предприятий организации, без продукции которых – свежего хлеба - немыслима жизнь нескольких населенных пунктов всего района.

F_Z1ZEIaKTA.jpg
Вот такую небольшую пекарню обрекают, как считают работники, на банкротство несоразмерными требованиями

Как рассказывает представитель компании, в этом году энергетики пришли с проверкой и обнаружили отсутствие пломбы на пекарне. Сейчас энергетики требуют с организации около 2 миллионов рублей за якобы безучетное потребление электричества, что ставит маленькое производство, по словам представителя Елены Хороброй, практически на грань разорения.

Такие долги энергетики насчитывают исходя из своих правил, формул и собственного представления, что предприниматель мог использовать неопломбированный источник питания круглосуточно.

В результате суммы, выписываемые энергетиками, достигают нескольких миллионов рублей.
- Мы действительно поменяли оборудование в 2016 году. После этого мы неоднократно звонили энергетикам, чтобы пригласить их специалистов для опломбирования. Сам счетчик мы не меняли, нам нужно было всего лишь добавить несколько автоматов, так как мы приобрели новую печь, и поэтому мы сняли пломбу, причем с разрешения специалиста МРСК. После окончания работ на наше приглашение опломбировать счетчик так никто и не пришел. В качестве доказательства мы запросили распечатку телефонных звонков, потому что сотрудник, отвечавший на наши звонки, в полиции заявил, что не может точно вспомнить, о чем мы говорили. Зато он был в составе проверяющих, которые зафиксировали отсутствие пломбы. При этом даже акты были составлены с нарушениями, но юристы ССК приняли их к производству, - возмущаются сотрудники Бабушкинского райпотребсоюза.
Когда полиция опросила сотрудника МРСК, он сообщил, что не помнит о вызове, но не исключает, что такой разговор мог быть. Однако звонить, по его словам, и приглашать энергетиков для опломбировки потребители должны не до снятия пломбы, а после!

Если проанализировать судебную практику по всей стране, выясняется, что главная причина, почему энергетики в других регионах страны тянут с опломбировкой, судя по текстам судебных решений, - элементарное отсутствие материалов для опломбировки. Проще говоря, энергетикам зачастую просто нечем работать.

Непонятно, почему наличие пломб на счетчиках пекарни не проверили через год с момента последней проверки, в 2017 году. Ведь, как ответили специалисты МРСК Северо-Запада на запрос издания «В точку», по правилам сотрудники компании обязаны проводить проверки наличия пломб ежегодно.

Но перед последней проверкой наличия пломб энергетики появлялись в пекарне Бабушкинского райпотребсоюза… только в сентябре 2016. В чем причина такого долгого отсутствия, спросили мы у МРСК Северо-Запада.
- Фактически по ряду потребителей в виду объективных причин (нехватка персонала, большая территориальная удаленность о мест дислокации подразделений ПАО «МРСК Северо-Запада» от точек поставки потребителей, отсутствие проезда техники или плохое содержание дорог, отсутствие контактов потребителя для согласования времени и даты проверки и т.п.) периодичность проверок приборов учета может превышать год, - поясняют специалисты.
Что же получается? Энергетики разрешают самим себе нарушать свои же правила, а вот от потребителей они ждут четкого исполнения?

Почему же тогда не разделить свои многомиллионные штрафы и на своих сотрудников, которые не смогли доехать за 4 года до пекарни Бабушкинского райпотребсоюза?
- Более того, энергетики нас заверяли – меняйте сами, а мы потом придем и опломбируем. Но шел месяц, второй, третий. Мы вновь звонили, можно сказать, требовали решения вопроса! Увы, в этом время умер наш электрик, который занимался этим вопросом, потом сменился руководитель, и дело затормозилось, - рассказывает Елена Хоробрая.
Елена пробовала проверить журналы вызовов. Но, как выяснилось, что вызов не зафиксирован письменно – да и, в целом, в журнале, как оценивает Елена, оказалось не очень много записей…


Выше закона?

Бабушкинский райпотребсоюз привлек к взаимодействию с МРСК Северо-Запада юриста Николая Шалаевского. Обсуждая перспективы дела, сотрудники пришли к выводу, что они, на их взгляд, стали жертвами злоупотребления энергетиков.
- Выяснилось, что за минувшие месяцы МРСК Северо-Запада и Северная сбытовая компания обратились в суд на нескольких предпринимателей и такие организации, как дачные и садовые товарищества в Вологодской области. Подозрительно, что проверяющие появляются только там, где нет пломб. Например, в Бабушкинском райпо – несколько объектов, но с проверкой появились только там, где не было пломб. Выходит, что они заранее знают об этом и вместо того, чтобы предупредить нарушение, энергетики делают все, чтобы их правила были нарушены и выжидают время?– задается вопросом Николай Шалаевский.
Юрист, оценив судебную практику по всей стране, решил доказать, что энергетики зафиксировали отсутствие пломб, но не воровство электричества.

Счетчик в пекарне Бабушкинского райпотребсоюза оказался исправным, а среднемесячное количество КВт неопломбированного оборудования не отличалось от обычного потребления пекарни. А новый счетчик показывал тот же привычный расход электроэнергии.
- Наша пекарня тратит в месяц на электричество обычно около 10 тысяч рублей. У нас стоит дизельная печь, и она не требует столько электричества. На замешивание тестомес берет совсем чуть-чуть. Но энергетики, зафиксировав отсутствие пломбы, нам за полгода насчитали 2 миллиона безучетного потребления. И при этом они знают, что мы не воровали. Просто они так оценивают размер безучетного потребления, - считает Елена Хоробрая.
То, что счетчик работал без искажений и в него не вносились какие-либо изменения, доказала и экспертиза центра стандартизации и метрологии, которую сделали для райпотребсоюза. Подтвердила отсутствие хищения и полиция.

- То есть отсутствие пломбы в виде наклейки никак не влияет на правильность показаний прибора. Но является, по мнению энергетиков, достаточным основанием для выставления штрафа почти на 2 миллиона рублей. При этом у райпотребсоюза нет задолженности по оплате фактически потреблённой энергии. Среднесуточные показания до проверки и после проверки аналогичные, – говорит Николай Шалаевский.

Один из сотрудников МРСК Северо-Запада проговорился в разговоре с сотрудниками пекарни, что на выявление случаев безучетного потребления сотрудникам выставляется план. И если раньше он составлял 400 тысяч кВт «неучтенки», то сейчас он вырос примерно в 5 раз. Вот энергетики, как предполагают сотрудники пекарни, и пошли скрести по сусекам…

Удивительно, но МРСК Северо-Запада подтвердили изданию «В точку» информацию о наличии плана.
- План есть. Порядок формирования расчетов между субъектами розничного рынка электрической энергии организован таким образом, что сетевая организация покупает у продавца (гарантирующего поставщика электрической энергии) всю невыявленную при проведении проверок приборов учета электроэнергию, фактически израсходованную потребителями при бездоговорном ее потреблении или неучтенную приборами учета электроэнергии при безучетном потреблении. Поэтому выявление фактов безучетного и бездоговорного потребления позволяет МРСК Северо-Запада частично компенсировать необоснованные затраты на покупку у гарантирующего поставщика неучтенного потребления, - сообщили нам сотрудники МРСК Северо-Запада.

И пока энергетики думают о компенсации «необоснованных затрат», страдает малый и средний бизнес.

- Я разговаривал с энергетиками и постарался разобраться в вопросе «необоснованных затрат». На деле, как рассказали мне рядовые сотрудники, у них потери не из-за «энерговоров», а из-за старого оборудования, подстанциях, построенных несколько десятков лет назад. Сети принадлежат то одной частной конторе, то другой. Но вместо замены сетей мы видим, что пока энергетики тратят свою энергию в другом направлении. И мы докажем, что это неправильно, - говорит юрист Николай Шалаевский, который намерен передать дела нескольких вологодских предпринимателей и организаций в Конституционный суд с запросом на предмет соответствия Конституции.

В других регионах страны суд уже становится на сторону предпринимателей, так как безучетное потребление абонентом электрической энергии зачастую не подтверждается, а следовательно, отсутствуют законные основания для взыскания с ответчика в пользу истца задолженности, рассчитанной по акту о неучтенном потреблении.

Но пока МРСК Северо-Запада не готова к такому повороту событий.

- Нарушение сделано самим потребителем, и ПАО «МРСК Северо-Запада» не может нести ответственность за возможные негативные финансовые последствия, которые могут возникнуть у потребителя в связи с необходимостью оплаты этих объемов безучетного потребления гарантирующему поставщику, - сообщили нам в МРСК Северо-Запада.

Фото - Бабушкинский райпотребсоюз

Читайте также