Какой кофелек?

58420
7 минут
Какой кофелек?

Дело шестое

Благодаря Евгению Ворочалкову и его коллегам из пресс-службы УМВД Вологодской области, которые написали книгу «Профессия «Опер», мы продолжаем рассказывать о самых интересных делах вологодской милиции минувших лет.

Сегодня вы узнаете, как вологодские оперативники искали щипачей на московской Олимпиаде в 1980 году, и на какие хитрости шли, чтобы поймать карманников на месте преступления. Спойлер: им помогал… драмтеатр.

Шуба-дуба

…В 1977-1979 годах произошел бум карманных краж. Минута работы, и карманы горожан были пусты от кошельков, денег и драгоценностей.

В дежурную часть Октябрьского РОВД Вологды поступало более десятка сообщений в течение одного дня о карманных кражах, кражах из сумок, разрезанных бритвами с интервалами в пределах 5-10 минут. Умелые карманники обворовали туристов из Польши и других иностранных гостей.

 По почерку было ясно, что действует наглая преступная группа карманников-гастролеров. Такую группировку не могли взять с поличным работники угрозыска Череповца, и по всему было видно, что это их работа. Раздумывать было некогда. Практически во всех торговых точках центра, недалеко от областного УВД в Вологде были совершены кражи.

Оставались «нетронутыми» разве что посетители находящегося в центре города магазина «Звездочка». Туда быстро выехала группа. Оперативники спустились в магазин, чтобы изучить обстановку и обнаружить возможных воров.

В такой толчее с покупателями сложно было их определить. Естественно, сделав свои дела, воры стали уходить из магазина. По ступенькам из магазина на улицу поднимались двое мужчин, на вид прилично и солидно одетые в костюмы, при галстуках. В них сложно было заподозрить воров-гастролеров.

Впереди шел полный круглолицый мужчина, и следом за ним – высокий худощавый. Оперативники сразу поняли, что впереди идущий — бывший «клиент» милиции, карманник Шубин из Череповца.

Чтобы избежать ошибок, его окликнули, назвав его кличку «Шуба». Мужчина дернулся и, поняв, что прокололся, попытался бежать, но тщетно. Его задержали.

Другой особо опасный рецидивист Петров не успел среагировать и был задержан другим оперативником. Завернув руки ворам за спины, их доставили в дежурную часть УВД.

При личном обыске у них были обнаружены деньги, валюта, портмоне, дамские кошельки, которые, с их слов, им очень понравились. Поэтому их «не скинули» в разрезанные карманы своих брюк. По их выражению, «жадность фраера сгубила». Их оплошности способствовало и то, что они были в легкой стадии опьянения.

При них были обнаружены даже половинки бритв, которыми они разрезали карманы, пакеты и сумки. Не попавшись на кражах в Череповце, они прокололись в Вологде и получили по длительному сроку заключения.

Вологжане – на Олимпиаде-80

mvOnup9_mbo.jpg

Олег Кукушкин, который пришел в отдел в 1979 году и три года работал в нем, хорошо помнит первое свое задержание.

- Мы с коллегой тогда притворились пьяными. И взяли карманника прямо с кошельком в руке. Тогда еще премию мне дали – 10 рублей, - вспоминал Олег Васильевич.

А перед олимпиадой в Москве 1980 года Олега Васильевича послали на «зачистку» города от любителей легкой наживы. Вологодские оперативники были на хорошем счету, и, собрав со всего Советского Союза толковых оперативников для борьбы с карманниками, организаторы определили вологжан в Ленинский универмаг.

Была организована поточная линия по задержанию щипачей. Каждый знал свое место. На входе работали одни, намётанным глазом определяя потенциальных «клиентов». Вели подозреваемых другие милиционеры. Даже продавцы были проинструктированы: чуть что – по рации объявляли, мол, на таком-то отделе нужен мастер по кассовым аппаратам. Ответственные за этот отдел шли туда и задерживали вора.
- Иногда нас, милиционеров, «выкупали»: настоящий вор подсылал мальчишку. Тот попадался на мелочи, его брали – и все, опытный карманник понимал, что в отделе работает милиция, - делился Олег Васильевич.
Москвичи МУР уважали. Как-то милиционерам понадобилась машина для слежки за карманником. Муровец за две минуты столковался с таксистом, и тот бесплатно возил его и коллег целый день.

Потом вологжан перевели в ГУМ. И там получилась путаница. Один раз получилось так, что милиционеры следили… друг за другом.
- Смотрим: старичок со старухой, как вчера из деревни. С потрепанной сумкой, по сторонам глазеют. Думаем, надо присмотреть. А потом – встречаемся с ними в пикете. Оказывается, это были замаскированные оперативники, оба – майоры милиции, - вспоминали участники тех событий.
После их рассказов вологодские оперативники взяли этот трюк на заметку и стали брать парики и бороды в драмтеатре. Оперативники меняли внешность время от времени. Ведь воры их тоже запоминали и если узнавали – то на кражу уже не шли. Один из оперативников Эдуард Надь вспоминает, что даже «химию» на волосах делал!

37s-gJONiyc.jpg

Эдуард Надь рассказал, что однажды он сделал на волосах «химию», чтобы изменить внешность.

В целом, по словам оперативника, в Москве работать было неинтересно. Людей для контроля магазинов привлекли очень много – например, в универмаге работало около 70 милиционеров в штатском. Все было поставлено на поток, фантазию проявить было негде. Совсем другое дело было в Вологде, где с карманниками работало всего 5 человек на весь город. Без фантазии было никак нельзя…

C8EdCPOE0Vg.jpg

Николай Куриченков предложил вологодским оперативникам воспользоваться париками.

В 1982 году отдел оперативников, которые боролись с карманниками, возглавил Николай Куриченков. По его словам, тогда работать было проще. В советское время все украденное практически всегда несли на городской рынок для продажи. Зачастую воры работали в магазине «Звездочка», который называли «воровским», - женщины часто выходили оттуда без кошельков.

Оперативники контролировали городские мероприятия и общественный транспорт. В автобусах работалось сложнее всего. Автобусы были набиты пассажирами, у машин не было прикрытия, но у оперативников были специальные скрытые рации – «Чайка» и «Кайра», подчас хрипевшие в самый неподходящий момент.

Оперативники уделяли большое внимание профилактике, работая с несовершеннолетними. Но старых воров – Ульяновского, Яковлева и Гуню Майкова – было ничем не исправить. Про Гуню Майкова ходили легенды, что он любил принимать для ног ванны из шампанского, писал стихи и на спор мог незаметно вытащить бумажник, даже если все на него смотрели в момент кражи.

Но и такого аса брали с поличным. Однажды, работая в паре, Николай Куриченков взял Гуню с поличным. Вор не хотел за решетку и даже укусил оперативника, грозя еще большей карой. Через несколько лет Гуня освободился, Куриченков уже работал в другом подразделении угрозыска.
- Захожу как-то, это было в 1988 году, на рынок. А там оперативник дежурит, Гуню «ведет». Решил тряхнуть стариной и помочь. Взяли этого «виртуоза» с поличным, по всем правилам, чисто и аккуратно, тот даже не сразу опомнился. Да, тогда Гуня покрыл свою седую голову позором – один и тот же опер два раза подряд его посадил, - вспоминал Николай Куриченков.
После него старшим группы был Николай Буев. Товарищи по работе вспоминают, что Николай знал цыганский язык, и это помогало ему добывать информацию. К сожалению, он вскоре серьезно заболел и умер.

usTvHgs9CzE.jpg

Игорь Катухин работал оперативником несколько лет.

Игорь Катухин, который сейчас известен как депутат Гордумы от Фрязиново, тоже боролся с карманниками. Помимо основной работы, он был участником группы захвата.

Воровали не только мужчины, приходилось ловить и женщин. Были цыганки-воровки, которых было сложно отличить друг от друга. Среди воровок были как красивые, юные девушки, так и представительницы пожилого возраста. Женщины, как рассказывают оперативники, отличались особым коварством и взять на месте преступления их было сложнее, чем мужчин. Она из дам оказалась почтенной матерью семейства, работником завода предпенсионного возраста.

Впрочем, порой ловкость рук, к чему оперативники могли бы уже и привыкнуть, их поражала.

- Был такой Мамука Жвания, грузин, катала, картежник, щипач. Руки у него были маленькие, совсем не мужские. Никак его не могли поймать: он то появлялся, то исчезал. Воровал в автобусах: вставал в середине, делал задумчивое лицо, а руки так и сновали по чужим сумкам и карманам. Поймали его только через полгода, - рассказывают оперативники.

 Об эффективности работы группы говорит тот факт, что вологодские оперативники занимали третье место в России по раскрываемости краж.

Многих местных карманников оперативники знали в лицо и вели картотеку. А если при наблюдении появлялся новый щипач, которому не везло, его фотографировали и делали предупреждение. Профилактика — великая вещь!

7fmWrxvZZAQ.jpg

Отдел, который занимался карманными кражами, — красавцы и профессионалы. Звездный состав!