Жажда спирта

58582
7 минут
Жажда спирта

Дело шестое

Сериал #СледствиеВелиВологжане — о самых интересных делах вологодской милиции. О них Евгений Ворочалков и его коллеги, работники пресс-службы УМВД по Вологодской области рассказали в книге «Профессия «Опер».

…Лето 1982 года выдалось на редкость жарким. Даже утренняя прохлада не успевала остудить нагретый воздух. В Октябрьском отделе милиции было пусто, и неудивительно, воскресенье – законный выходной.

Валентин Морозов открыл дверь кабинета, а затем и форточку, но сквозняка не получилось. Казалось, что июльская жара сковала воздух. Майор Морозов был ответственным от руководства РОВД и потому уже с семи тридцати был в своем кабинете. Чтобы не тратить время впустую, он перебирал бумаги, их на столе уже скопилась целая кипа.

Около десяти часов тишину воскресного утра оборвал телефонный звонок. Валентин Васильевич снял трубку. Из дежурки доложили, что пришел посетитель.

Им оказался заместитель директора завода «Луч» по фамилии Касаткин. Мужчина очень нервничал и, вытирая пот со лба, рассказал о странных событиях, творящихся на вверенном ему предприятии. Из закрытых помещений таинственным образом исчезал спирт, причем никаких следов взлома или проникновения не было.

Опасения заместителя директора были понятны. В ту пору завод «Луч» был серьезным предприятием, работавшим на «оборонку». На нем производили оптические прицелы высокого разрешения, и многое из того, что простым смертным знать не дозволялось.

Подобные хищения могли вызвал большой скандал. По долгу службы Морозов знал, что охрана на заводе была укомплектована не из случайных людей, а как теперь принято говорить, - «из бывших». То есть из вышедших на пенсию милиционеров, сотрудников КГБ, военных.

Основное здание завода "Луч" по адресу Ленинградская, 71 было построено под руководством Министерства Среднего Машиностроения в 1970-х годах и было введено в эксплуатацию в 1981 году согласно архивам БТИ. Первоначально предприятие именовалось как Вологодский приборостроительный завод " Луч " (структурное подразделение ВОМЗ). Но воспринимались они как разные заводы.

В Вологде выпускались объективы Юпитер-21 и Гелиос-44. Продукцию «Луча» узнавали по рисунку – по эмблеме, которая использовалась до конца 1980-х годов, по букве "В" с проходящим через нее лучом, стилизацией под лук со стрелой.

В 1986 году завод "Луч" слился с ВОМЗ и стал площадкой №2 этого завода. Тогда же часть цехов с главной площадки ВОМЗ была переведена в цеха «Луча». Между площадками ходил автобус. «Луч» процветал, на заводе, по свидетельству очевидцев, был даже собственный цех по производству колбасы для рабочих…

sJJ5pio99xc.jpg

Многострадальное здание завода "Луч", которое с 2005 года распродается целыми этажами

 Как же на складах завода могла произойти утечка?

В мистику Валентин Васильевич не верил, поэтому, взяв с собой двух оперативников, вместе с Касаткиным он выехал на место происшествия. Октябрьский райотдел, ныне второй отдел милиции УВД Вологды, находился на улице Южакова, возле стадиона Витязь. Свернув на Ленинградскую улицу, милицейский УАЗик уже через пять минут был возле цехов завода «Луч».

Касаткин провел милиционеров через цех завода (сейчас в нем располагается магазин мебели возле Беляевской ветки) и остановился перед железными дверями, на которых висели замок и печать. Заведующая складом, женщина лет тридцати, с разрешения Касаткина открыла склад и пустила внутрь.

5q_sWLdpy2I.jpg

Валентин Морозов

Перешагнув через порог, майор Морозов почувствовал резкий запах спирта, стоявший в помещении. На складе вдоль стены стояло более пятидесяти капроновых бочек, закупоренных наглухо, но одна валялась развороченная на полу.

- Ну вот, видите, опять бочку вскрыли! – произнесла заведующая и заплакала.

Оперативники приступили к осмотру места происшествия. Склад представлял собой замкнутое пространство, которое отделяла от цеха высокая кирпичная стена с железной дверью. Ни окон, ни отдушин в стенах не было.
Ключи хранились только у заведующей, но женщина утверждала, что никому и никогда их не доверяла. Не верить ей оснований не было, она давно работала на заводе и была на хорошем счету.
Оперуполномоченный милиции Алексей Швецов, осматривая здание цеха снаружи, обратил внимание на проем в окне со стороны Беляевской ветки. Окно как окно, но только в нижней его части отсутствовало стекло диаметром тридцать на тридцать сантиметров.
Получалось, что при желании щуплый человек невысокого роста мог запросто проникнуть внутрь цеха, к тому же трава под окном на земле была изрядно вытоптана. Но даже если и так, то воришка все равно не смог бы беспрепятственно проникнуть в складское помещение. Пятиметровая кирпичная стена с железной дверью – это серьезная преграда. Но на ней нет никаких следов проникновения.
Оперативники еще раз обошли большое помещение цеха, и вдруг взгляд старшего лейтенанта милиции Александра Полянского привлек внимание мостовой электрический кран, еле различимый в полумраке под потолком.

- Что это за конструкция? – поинтересовался Полянский у Касаткина.

Директор только отмахнулся.

- Старый кран, которым давно уже не пользуются. Скорее всего, он неисправен. Да и вообще, какое это имеет отношение к делу?

Полянский не унимался и продолжил задавать вопросы о том, когда в последний раз эксплуатировался этот кран.

Касаткин замешкался с ответом, а Валентин Морозов, невольный свидетель разговора, подошел и внимательно осмотрел сооружение, конструкция которого показалась ему знакомой.

В далеком 1955 году рядовой Советской армии Валя Морозов проходил срочную службу в ракетных войсках. По военной специальности он был крановщиком, и на подобном подъемнике ему доводилось загружать тяжелые ракеты в специальные установки на одном из полигонов под Москвой.

EHGElZ2tROc.jpg

Валентин Морозов и первый начальник горотдела милиции Давид Михайлович Бланк

Недолго думая, Валентин Васильевич по железной лестнице поднялся на площадку мостового крана, которая располагалась как раз под потолком. Такие сооружения передвигались по рельсам, крепившимся к потолочным плитам.

Включив пульт, майор Морозов нажал на кнопку «движение». Качнувшись, площадка мостового крана тронулась по рельсам вперед. Стоявшие внизу оперативники и заместитель директора Касаткин замерли. Проехав через весь цех под сводом потолка, Валентин Васильевич направил площадку к складу. Перемахнув через стену, площадка крана зависла как раз над бочками со спиртом, которые с высоты казались не больше бочонка из лото. Еще одно мгновение и заместитель начальника Октябрьского РОВД спустился в склад.

Морозов приказал ошарашенному Касаткину вызвать сотрудника отдела кадров и срочно составить списки всех работавших на предприятии крановщиков.

Через час перед милиционерами лежал список всех работников «Луча», кто за все годы существования предприятия имел дело с мостовым краном. Изучив его, старший лейтенант Полянский выделил несколько фамилий, с кем по долгу службы приходилось встречаться.

Около шести часов вечера сотрудники уголовного розыска Полянский и Швецов приехали на улицу Товарная. Здесь проживал некий Гапиенко, крановщик вагоноремонтного завода, который в свое время работал на заводе «Луч».

Недалеко от дома подозреваемого оперативники встретили участкового этого района старшего лейтенанта милиции Сергея Костылева, который шел в том же направлении.

HbvMeqfk1v0.jpg

Сотрудники Октябрьского РОВД г. Вологды

Разговорившись, милиционеры поняли, что направляются на один и тот же адрес. Только Костылев спешил к Гапиенко по жалобе соседей, тот в квартире устроил притон, где вот уже несколько дней водка лилась рекой. В доме у Гапиенко веселье шло полным ходом. Помимо хозяина, в нем принимало участие более восьми человек, канистры со спиртом стояли тут же.

На следующий день протрезвевший крановщик дал признательные показания, как периодически наведывался на свою прежнюю работу, чтобы затариться халявным спиртом. Каждый раз, пробравшись через окно неохраняемого цеха, а затем спустившись на кране к заветным бочкам, он сливал спирт и уходил прочь.

Заведующая не замечала пропажи, так как убывало из каждый тары понемногу. Но последние свои визиты он совершал, находясь в сильно нетрезвом состоянии, и уже не думал о том, как скрыть кражи...