Выдающиеся вологжане: от А до Я. Сергей Колесов о музыке, победе на международном конкурсе и своем становлении

44233
10 минут
Выдающиеся вологжане: от А до Я. Сергей Колесов о музыке, победе на международном конкурсе и своем становлении

Издание «В точку» при поддержке Институт Развития Интернета / ИРИ представляет проект о достижениях вологжан "Выдающиеся вологжане: от А до Я"

Известные представители культурной и спортивной деятельности Вологодской области рассказывают, что именно в их работе, в их жизни является на данный момент самым важным завоеванием.

Герой седьмого выпуска - Сергей Владимирович Колесов - музыкант, саксофонист, победитель Международного конкурса саксофонистов имени Адольфа Сакса и ряда крупнейших международных конкурсов камерной музыки

#ЖизньЗамечательныхВологжан #Сергей Колесов

Сергей Владимирович Колесов - музыкант, саксофонист, победитель Международного конкурса саксофонистов имени Адольфа Сакса и ряда крупнейших международных конкурсов камерной музыки. Организатор крупнейших творческих проектов России. Старший преподаватель кафедры деревянных духовых инструментов СПбГК имени Н.А. Римского-Корсакова.

Как Вы пришли к музыке?

- К музыке я пришёл очень просто. Когда мне было 6 лет, родители водили меня на фигурное катание, но потом был, какой-то год перерыва, когда им из-за работы было водить меня некому, и через год они меня отдали в музыкальную школу. Мама мечтала о том, чтобы я играл на трубе, но в 8 лет на трубе играть было очень рано и нужно было начинать с чего-то другого. И мне тогда предложили играть либо на скрипке, либо на балалайке. На балалайке я играть не захотел, а захотел играть на скрипке и так началась моя музыкальная карьера.

Я начал как скрипач в классе у Наумовой Татьяны Александровны, которая меня просто выпестовала, если можно так сказать. Я скрипач изначально. Когда мне было 13 лет, Людмила Александровна Красноокая, директор музыкальной школы, при музыкальном училище на тот момент, предложила мне ещё попробовать играть на саксофоне.

В 1996 году примерно, приехал в Вологду Сергей Тимофеевич Кузнецов, на данный момент наш знаменитый Вологодский саксофонист. Он работал в городе Буе и только-только переехал в Вологду. И начинал здесь свою деятельность в рамках музыкального училища. Естественно, я не мог отказаться от такого предложения. Мои родители нашли в объявлении газеты, наверное, единственное объявление о продаже саксофона. Такой был старый чешский саксофон Amati deluxe с металлическим мундштуком. Ну, вообще, конечно, ужасный инструмент. Но других тогда не было. Вообще повезло, что этот саксофон тогда нашёлся. И вот я начал заниматься, заканчивая школу параллельно на скрипке и первый год начиная у Сергея Тимофеевича на саксофоне.

Я очень благодарен и своим родителям, и учителям, потому что вообще уникальная такая ситуация для и нынешнего времени. Когда я решил продолжить обучение на саксофоне, у нас был консилиум, где мой учитель по скрипке Татьяна Александровна Наумова, директор училища Лев Исаевич Тройнин, директор музыкальной школы Людмила Александровны Красноокая, Сергей Тимофеевич - преподаватель по саксофону, мои родители и я. У нас был такой круглый стол, когда они решали всю мою судьбу.

колесов1.jpg

Вы из музыкальной семьи?

- Моя мама - учительница биологии в общеобразовательной школе № 14 города Вологды. Папа у меня инженер по образованию. Родители у меня не музыканты, не было никаких таких предпосылок к тому, чтобы я был музыкантом.

Как родители приняли выбор стать музыкантом?

- В этом плане я вообще могу сказать спасибо моим родителям, потому что они никак не препятствовали моему выбору. Они всегда за ним шли, чтобы не происходило. Скрипка - хорошо, только я сказал саксофон, хорошо – саксофон. У нас саксофон был уже, наверное, на следующей неделе после того, как я сказал: «Мама мне нужен саксофон». Я вообще всем родителям рекомендую прислушиваться к желанию ребёнка, если оно есть. А оно, как правило, есть. Нужно с ним общаться, спрашивать то, что он хочет. Потому что дети просто так не говорят свои желания, и за ними нужно идти. Но когда ты идёшь за желанием ребёнка, и уже в процессе воплощения собственного желания, он уже может нести за него ответственность.

Почему саксофон?

- В музыкальное училище я уже поступил по классу саксофона к Сергею Тимофеевичу. Вот там всё уже загорелось, завертелось, и я принял решение, что я буду музыкантом тогда, когда ко мне попал в руки саксофон. Именно саксофон. Там был биг-бэнд музыкального училища, который просто увлёк меня полностью, и вообще вся музыка для саксофона. Вот так было начало моего пути.

Потому что в начале мне было очевидно, когда меня поставили выбор между скрипкой и балалайкой. На балалайке я играть не хотел, а на трубе было рано. Когда мне предложили играть на саксофоне, при том, что Людмила Александровна Красноокая не просто мне предложила, она посмотрела на меня: «Ты знаешь, я на тебя смотрю. Скрипка очень хороший инструмент, но я на тебя смотрю и вижу, что ты играешь на саксофоне». Ну как можно отказаться играть на саксофоне, такое невозможно это супер инструмент! Когда он уже в руки попал, решение было принято очень быстро.

Когда мне попал в руки саксофон, ну, тут не было никаких сомнений, потому что меня и сам инструмент увлек, и учитель Сергей Тимофеевич. Он тоже меня очень увлек, потому что он сам концертирующее играющий музыкант. И там бомба была самая – это, когда я услышал вживую эстрадный оркестр, вот этот биг-бэнд. Просто вот живая музыка: саксофоны, трубы, тромбоны, контрабас, бас-гитара, ударные, рояль. Я просто пришёл домой и всё. Я говорю - это конец. Я только это хочу делать.

Хотелось когда-нибудь все бросить?

- Бросить мне не хотелось. Родителям хотелось, наоборот, потому что у нас обратная ситуация, потому что у меня были там проблемы с успеваемостью в общей школе. Кого-то родители заставляют ходить в музыкальную школу, а мне родители как бы наоборот говорили, если ты не будешь учиться хорошо в общей школе, то мы тебя заберём из музыкальной. Был вот такой конфликт с родителями. Ну как бы всё хорошо закончилось в итоге.

колесов2.jpg

Об увлечениях

- Когда я закончил школу, наконец-то вот этот 9 класс. Причём я не пошёл в 10,11 класс, а осознанно сразу же пошёл в музыкальное училище. И вот там как раз появилось время для творчества. Я полностью отдался творчеству. Тому, что мне действительно нравится. Вот это и было мое главное увлечение - музыка.

С чего Вы начинали?

- Когда только попал ко мне в руки саксофон, я играл на улице вообще, я зарабатывал деньги. Играть на улице - это не то, что ресторан. В ресторанах ты можешь играть на банкетах, вас хотя бы туда кто-то пригласил, и вы играете для кого-то. А когда ты выходишь на улицу там совершенно иная ситуация. Там тебя никто не ждет, и ты ни у кого не спрашиваешь. Но сценическая практика колоссальная, потому что психологически, вот этот момент, когда ты выходишь на улицу и начинаешь играть, он очень схож с тем, как ты играешь на сцене. Ты играешь, когда у тебя сольный концерт, потому что в начале ты берёшь этот инструмент и тебе кажется, что ты здесь какой-то лишний. Потом, когда ты начинаешь, тебя немножко отпускает психологически. Ты играешь, играешь потом ты как бы обретаешь самого себя. Потом встаёшь на две ноги и потом ты начинаешь играть музыку, если тебе это нравится. Если тебя это начинает увлекать, то это начинает нравится окружающим. Сначала они начинают останавливаться, потом начинают тебя внимательно слушать. Кто-то садится на скамеечку и получается, что ты организуешь на пустом месте свой собственный концерт.

О достижениях в музыкальной карьере

- Не могу сказать, что было какое-то мое достижение. Достижения - это побочный эффект деятельности, которая тебе нравится. Были очень большие сложности. Сергей Тимофеевич мне честно сказал на втором курсе «Слушай, я все что знал, я все тебе дал. Если ты хочешь больше, тебе нужно вот туда» и он указал абсолютно правильное направление. Направил меня в Академию к Маргарите Константиновне Шапошниковой. Из Вологды туда почти никто никогда не поступал, по-моему, даже и не пытался. Поступить практически было невозможно, одно место-один саксофонист. Поэтому мне пришлось тогда поднимать свой уровень. И заниматься с Маргаритой Константиновной, которая, конечно, меня очень тогда сильно подняла. Она приняла решение, наверное, когда я был на четвёртом курсе, что возьмёт меня. Тогда у меня был красный диплом-высший балл по специальности, высший балл за коллоквиум. Я считаю, что я ее не разочаровал, не подвел. И конечно пошли победы на конкурсах. И венец нашей работы с ней - это победа на Всемирном конкурсе саксофонистов имени Адольфа Сакс. Занять первое место, выиграть гран-при, среди саксофонистов, музыкантов со всего мира. Там, где-то участвовало человек 150 со всего мира.

Вы волнуетесь на выступлениях?

- Очень волнуюсь. Очень волнуюсь всегда. Особенно вначале. Есть артисты, которые говорят: «Нет, я вообще не волнуюсь. Я чувствую себя как рыба в воде». Я не могу такое сказать. Я прихожу к этому ощущению каждый концерт. Я каждый раз очень сильно волнуюсь. В моем проекте в школе саксофона провожу мастер-класс по сценическому волнению. Волнуются все: дети, студенты. И мне на эту тему рассуждать гораздо проще, потому что каждый раз, выходя на сцену, я с этим сталкиваюсь и успешно справляюсь. И выхожу каждый раз победителем в этой схватке с волнением.

Для какого количества людей Вы играли?

- Самое максимальное, где это было - это в Китае. У нас организовывали фестиваль, это был баскетбольный стадион. Он был на 5 000 тысяч человек, но он был не полный - там было 3 500 тысячи человек. Мы тогда привезли диски и где-то около часа после концерта продавали их. От стола была большая очередь и плохо, то, что было 2 диска, так как все стояли и думали, какой же взять. Мы продали все. Конечно, заработали тогда очень хорошо. А самое маленькое количество людей-один.

Немного о Вологде

- Ну, во-первых, я здесь родился, здесь живут мои родители. Здесь я учился у моих учителей в музыкальной школе, в музыкальном училище. Конечно, когда я сюда приезжаю, мне это очень волнительно, потому что ты попадаешь как будто в свое детство. И все, что вроде бы умеешь, но у тебя ощущение как будто ты снова там, в каком-то детстве находишься. И люди приходят, смотрят на тебя. И вроде бы обычный концерт, который ты играешь, а он уже как будто и не концерт.

Об уникальности и любви

- Есть ты, как человек и есть много-много людей. Все вместе и каждый в отдельности. У каждого человека есть много качеств: плохих, хороших, темных, светлых, неповторимых, уникальных. И если ты будешь с каждым соприкасаться своей уникальной гранью, соприкасаясь с их уникальной гранью любви, то ты придешь к чему-то великому сам. Можно же этого не замечать. Почему вот я считаю, что каждый мой учитель уникален. Я не просто это говорю, я это чувствую. И я могу рассказать про каждого учителя, чем каждый уникален на уровне чувства, ощущения. Если ты его принял, понял 1 раз, 2, 3, 10, 20, 100….

Ты принял внутрь себя весь мир во всех его проявлениях. Ты от этого будешь только лучше.

Фото предоставлены Сергеем Колесовым

#ИРИ #поддержаноИРИ 

Читайте также