Введенский Ромашевский храм на Ромашевском погосте
Уникальная шатровая деревянная церковь Введения во Храм Ромашевского погоста середины XVIII века располагается в самобытном Тарногском районе. Ранее в Ромашевском погосте было три храма: каменный во имя Апостолов Петра и Павла (в советское время каменную церковь разобрали до основания), храм Архистратига Михаила (воспоминания о котором стёрлись в людской памяти и хранятся только в летописи) и деревянный собор Введения во Храм (в советское время в довоенные и послевоенные годы использовали в качестве клуба, а во время войны – в качестве зернохранилища, невзирая на её ценность как памятника истории и архитектуры).Введенский Ромашевский храм уникален: подобных двухэтажных деревянных церквей и ранее было немного, а до современности их дожили единицы. В архитектурном отношении Ромашевский храм имеет приоритет среди трёх дошедших до наших дней деревянных церквей Тарноги и вызывает наибольший интерес у ценителей деревянного зодчества.
История строительства Ромашевского храма связана с укреплением Кокшеньги: вблизи реки Уфтюги и озера Максимовского возник укрепленный городок (валы его видны до настоящего времени), а затем появились и храмы.
В переписи часовен 1692 года в Ромашевской волости уже были зафиксированы древняя часовня Рождества Пресвятой Богородицы (в шестидворной деревне Большой Двор, построенная по обещанию от гибели скота) и часовня Флора и Лавра (стояла в поле возле деревень Михеевская, Заручевская, Ожигинская, построенная в 1680 году по обещанию от гибели скота).
Ещё в 1552 году Ромашевский погост, согласно Уставной Важской грамоте, стал административным центром Кокшеньгского стана Важского уезда. В 1613 году Кокшеньгский стан был преобразован в Кокшеньгскую четь того же уезда, а в 1659 году, после разделения чети на три стана, погост стал центром Ромашевского стана – по сути, продолжая оставаться административным центром разукрупненной территориальной единицы.
В Ромашеве ежегодно проходили две торговые ярмарки: Введенская (4 декабря) и Петропавловская (12 июля). В Ромашеве находились торговые лавки и амбары, судная изба и земская изба «в коей заседали от народа выбранные бурмистры и судили все дела, собирали все доходы, состоя под начальством московской ратуши», имелся кружечный двор – в нём наливали и продавали пиво, была в Ромашеве и своя таможня, где « …особые таможенные бурмистры собирали пошлину со всех привозимых в Кокшеньгу товаров, а таможенный ларёшный вёл счёт и хранил их в обитом жестью ящике, а присяжные наблюдали за правильностью сборов».
В 1767 году в богатом Ромашеве была построена на средства прихожан и их силами деревянная двухэтажная тёплая Введенская церковь на каменном фундаменте с приделом преподобного Макария Желтоводского Унженского.
Храм, построенный в 1767 году, был освящен через год (в 1768 году) и объявлен собором, получив, таким образом, статус главного храма Кокшеньги и в этом статусе находился до 1807 года, олицетворяя собой центр округи.
В начале XX века к Введенской церкви было приписано одиннадцать часовен: Илии пророка в Петряевской, Рождества Пресвятой Богородицы в Регишевской, Флора и Лавра в Самойловской, Рождества Пресвятой Богородицы в Погорелой, Николая Чудотворца в Климовской, часовня в Подгорной, часовня в Тимонинской. Неуказные часовни стояли в деревнях Веригинской, Горяевской, Пигасовской, Теперевской.
Введенский Ромашевский храм – двухэтажный и вместительный (его ширина достигала 9,5 м) – был поставлен на высокий подклет (высота двухэтажного четверика на подклете составляла 12 м), а основной объем здания венчался шатром (общая высота храма достигала до креста 20–24 м). С запада была пристроена обширная трапезная, откуда на второй этаж вела лестница в храм Макария Желтоводского Унженского, а с востока к четверику примыкал пятигранный алтарь с завершением «бочкой». Архитектурно Ромашевская Введенская церковь представляет собой массивный двухэтажный четверик (в западной части четверика обнаружены врубки первоначальной кровли трапезной и подлинное щелевидное окно к югу от двери) с пятигранной двухэтажной алтарной апсидой и трапезной, надстроенный вторым ярусом четверик с апсидой увенчан небольшой «бочкой». Над четвериком располагался утраченный ныне восьмерик, следы от которого прослеживаются в верхней части четверика.
На первом этаже церкви располагался тёплый храм, а наверху – холодный. Введенский Ромашевский храм двупрестольный: главный престол – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы – в тёплом храме прихода, второй престол – Макария Желтоводского Унженского – в приделе, на втором ярусе – в холодном храме.
За два с половиной века облик Введенской церкви несколько раз менялся – здание перестраивалось и подновлялось: впервые это произошло в 1860-е годы, затем в 1890 году была заменена конструкция кровли, сруб обшит тёсом, внутри храм обтянули холстом и расписали (предположительно, храм был расписан приходским священником отцом Николаем Васильевичем Алешинцевым (1874–1912 гг.); впоследствии остатки росписи были обнаружены в северо-западной верхней части четверика).
Наступивший XX век принёс ещё большие изменения, но не лучшие: шатер храма разобрали 1935–1936 годах и перекрыли на четырехскатную кровлю, главы снесли. К сожалению, не сохранилось никаких обмерных чертежей и фотографий этой церкви с шатром (была обнаружена только одна фотография действующего храма от 1905 (1906) г.), поэтому установить характер завершения шатра над четвериком можно лишь по аналогам, устным воспоминаниям и письменным упоминаниям.
Помимо того, у церкви в советское время было разобрано крыльцо (после 1947 года), что также нанесло непоправимый вред архитектуре храма.
До наших дней в удовлетворительном состоянии сохранился основной объем, включая массивный двухэтажный четверик, двухэтажную алтарную апсиду и трапезную. Декор сохранился почти весь, за исключением нижних частей пилястр. В трапезной части на стенах остались следы покраски.
На начало XXI века памятник претерпел существенные потери: были утрачены некоторые архитектурные объемы (крыльцо, восьмерик, шатёр), обвалилась крыша и перекрытия, утрачены окна, по всему периметру церкви на расстоянии 1,5–2 м от земли отсутствовала обшивка, интерьеры и росписи не сохранились. По оценкам специалистов, от храма утрачено не менее 50%, а вот от живописи осталось не более 1% (практически вся утрачена).
Процесс восстановления Ромашевского храма начался в 2009 году. На сегодняшний день существует только одна фотография Введенского храма в его первоначальном виде (на начало XX века), выполненная Д.В. Милеевым в 1905 (1906) г. в ходе экспедиции на Кокшеньгу с целью фиксации ценных объектов, а также снимки 1947 года, когда в Ромашеве побывали сотрудники Московского Архитектурного института.
В рамках восстановления храма Ю. Мартемьянова и И. Белоярская приезжали в Ромашево, исследовали здание храма и на основе подробных обмерных чертежей, изучения архивно-библиографического материала и аналогов Ю. Мартемьянова предложила гипотезу реконструкции архитектурного облика храма.
Фото:
1 – Введенский Ромашевский храм 1767 года постройки. Вид с южной стороны. Фотография В.Д. Милеева, 1905 (1906) г.;
2, 3 – Введенский Ромашевский храм. Фотография сотрудников Московского Архитектурного института, 1947 г.;
4 – Введенский Ромашевский храм. Остатки росписи на втором этаже;
5 – Введенский Ромашевский храм. Вид с запада. Фото 2009 года;
6 – Введенский Ромашевский храм. Вид на алтарную апсиду с юга. Фото 2009 года;
7 – Введенский Ромашевский храм. Вид на алтарную апсиду с бочкой с северо-востока. Фото 2009 года;
8 – Общий вид Ромашевского Введенского храма. Гипотеза реконструкции на начало XIX века. Дипломный проект Мартемьяновой Ю. В. Руководители: Белоярская И. К., Пьянкова Н. С.