«В нашем стиле»

77925
3 минуты
«В нашем стиле»

Одно из ярких вологодских театральных событий – зонг-опера по военной повести Василя Быкова «Альпийская баллада».

Интересно, что этот спектакль поставлен на средства Фонда президентских грантов в рамках проекта «На защиту танка нашей славы», реализуемого театром и вологодским отделением общественной организации ветеранов «Боевое братство».
Такой тандем возник неслучайно. После того, как в 2017 году школьники размалевали танк Т-34 свастиками, и было возбуждено уголовное дело, так как это не первый случай вандализма по отношению к воинским мемориалам Второй мировой, Камерный театр вместе с вологодским отделением общественной организации ветеранов «Боевое братство» придумали проект, серию благотворительных акций, среди которых были спектакль, выставка в фойе, обсуждение проблемы со школьниками.

Благодаря тому, что спектакль музыкальный, и о войне, о любви, о мужестве говорится без ненужного пафоса, «Альпийскую балладу» увидели более тысячи школьников. Зонг-оперу увидели жители не только Вологды и районных центров, но и других городов.

- Впервые в мире «Альпийская баллада» поставлена как зонг-опера. Специально для этого проекта композитор, актер и исполнитель Дмитрий Макляков написал музыку, песни. Написано либретто. В постановке заняты 5 человек, 5 поющих актеров, - рассказывает режиссер зонг-оперы Яков Рубин.

Эта повесть стоит особняком в творчестве Василя Быкова. Это поэтическое произведение, не зря названное балладой.

- В «Альпийской балладе» происходит невероятное. Двое изможденных узников концлагеря бегут через льды, через перевал. Конечно, это удалось Суворову, и в общем-то русские люди способны на все, но история - на грани ирреальности. Но мы верим, что в жизни бывает такое, во что невозможно поверить. И раз уж Василь Быков назвал историю балладой, мы усилили эту идею музыкой,
превратив ее в музыкальное действо, - вспоминает историю создания спектакля режиссер Камерного театра.

Оформление постановки – довольно условное: ковер-мишень, полосатый занавес как одежда узников концлагерей. По словам Яков Романовича, в ходе работы над постановкой они перебрали 5 или 7 вариантов оформления спектакля.

- Мне нравится то оформление, которое получилось. Оно условно, есть метафора, нет никакого быта. У нас получилось, что актеры находятся в окружении музыкантов словно танцовщица фламенко, которую окружают сидящие в каре хлопальщики, сопровождая хлопками танец. Никто не уходит с площадки, все артисты - 1,5 часа на виду, - описывает идею сценографии режиссер.

Благодаря движущемуся занавесу, разрезанному на полоски, удалось элегантно решить исчезновение музыкантов. В результате на сцене нет ненужной беготни, и лирические сцены, где не должно быть посторонних глаз, пронизаны особой энергетикой.

- При создании костюмов мы не стали повторять одежду узников. По нам видно, что мы - современные люди, такая рок-команда, на которых - серые рубашки, свитера. Мы не делаем вид, что мы узники, хотя иногда проживаем эпизоды, впрыгивая в действие, - говорит Яков Рубин.

И хотя Камерный театр впервые пробовал силы в создании зонг-оперы, по отзывам зрителей, спектакль получился в узнаваемом стиле Вологодского Камерного театра. И судя по реакции зрителей, по тому, как они выходят после спектакля со слезами на глазах и благодарят команду, подарившую им зонг-оперу «Альпийская баллада», постановка воздействует на сердца зрителей.

Читайте также