Средневековый замок в вологодской деревне

75634
4 минуты
Средневековый замок в вологодской деревне

В деревне Братково Шекснинского района находится удивительное архитектурное сооружение: в открытом поле стоит огромный дом, похожий на средневековый европейский замок. Это усадьба Эндоуровых.


Находится она посередине пути от Вологды до Череповца – 64 километра в ту и в другую сторону. Усадьба пустует и не особенно популярна среди туристов, а напрасно – это красивое место, а его история окутана загадочными легендами.

Усадьба расположена на Елданском холме – название явно не русское. Как рассказывают местные краеведы, оно связано с периодом монголо-татарского ига. Как-то раз в эту местность прибыл наместник Золотой Орды Ялдан со своим отрядом, который нападал на местных жителей, грабил их и сжигал их дома. В итоге Ялдан был убит, а разгневанные татары, узнав о расправе над ним, явились в поселение и сожгли его вместе с людьми, а наместника похоронили по своим обычаям, возведя над ним могильный курган. Отсюда, по преданию, и происходит название – Елданский холм.

История самой усадьбы Эндоуровых начинается в XVIII веке: тогда подполковник Степан Бердяев решил начать строительство в своем имении. В 1773 году сгорела церковь в селе Никольском, помещение для ведения служб временно оборудовали в уцелевшем сарае. А Степан Бердяев в том же году пишет прошение Вологодскому и Белозерскому архиепископу Иринею о постройке каменной Елданской церкви в селе Братково и получает разрешение на строительство. С этой церковью связана легенда – якобы от усадебного дома к ней ведет подземный ход около 50 метров длиной.

После смерти Степана Григорьевича Бердяева строительство церкви приостановилось. Сыновья не спешили продолжать отцовское дело, а старший, Николай, вовсе отказался от участия в работах. После некоторых разбирательств за дело взялся младший, Лев Степанович, и уже в 1785 году строительство церкви в Братково было завершено. Однако вскоре замок в псевдоготическом стиле пришлось продать за долги, а позднее угас и род Бердяевых. Около 1810 года имение было продано за долги надворному советнику Фёдору Никитичу Кандалинцеву, а впоследствии было приобретено представителями старинного рода вологодских дворян Эндоуровых.

Считается, что эта необычная фамилия тоже имеет татарские корни: далеким предком семьи считается выходец из Золотой Орды по имени Индигир, которого в грамоте, дарованной ему Иваном III, назвали Ендогуром. Так объясняют возникновение фамилии Эндоуровых.

Как только новые хозяева обосновались в Братково, усадьба ожила. Эндоуровы восстановили величественный замок, разбили роскошный парк, посадили яблоневый сад, вырыли пруды, обустроили террасы. Вскоре в имении появились собственная сыродельня, а для производства сыра в село были приглашены мастера из Швейцарии.

Вологодская область славится своим знаменитым вологодским маслом. Создатель этого популярного продукта Николай Васильевич Верещагин сотрудничал с Эндоуровыми. После смерти Ивана Николаевича Эндоурова сыродельню сдали в аренду Василию Блантову – местному специалисту «масляного дела». Вскоре совместно с Николаем Верещагиным они модернизировали сыроварню, наладив на ней и производство масла. За 1875 год артель изготовила 800 пудов (13000 кг) сыра и 100 пудов (1700 кг) масла.

В усадьбе Братково ребенком гостила известная художница конца XIX – начала XX веков Елизавета Меркурьевна Бём, урожденная Эндоурова. Ее прославили рисунки в старинном русском стиле и сценки деревенской жизни, выполненные в технике силуэтной графики.

Когда в начале ХХ века последний владелец поместья Эндоуровых умер, его вдова вновь вышла замуж и уехала в Санкт-Петербург. Несколько лет спустя имение продали, а после революции усадебный дом перешел в собственность государства.

С этого момента усадьба Эндоуровых не процветала. Псевдоготическая крепость была и сельсоветом, и школой, и пионерлагерем. Церковь, которую возводил Степан Бердяев, разобрали на кирпич, а гранитные плиты с паперти использовали как фундамент для нового здания сельсовета. Ровно через год сельсовет сгорел, остались лишь эти могильные плиты. Решили вновь использовать их для фундамента, только уже колхозной конторы, но и это здание сгорело меньше чем через год. По деревне стали ходить разговоры о проклятии, и было решено вывезти «проклятые плиты» подальше от деревни. Две из них позднее были обнаружены и установлены на месте церкви, где сейчас стоит деревянный крест.

В 1990-х усадьбу купил предприниматель. Собственник провел ряд ремонтных работ: укрепил фундамент, отремонтировал кровлю, провел консервацию здания и восстановил одну из утраченных в советский период башен. Однако здание в целом так и не было восстановлено, с 90-х годов оно пустует, сегодня его состояние признано аварийным. Но на территории усадьбы Братково проходят экскурсии. В программу посещения входит знакомство с деревней и усадьбой, музыкально-интерактивная программа ансамбля «Диво-град» и обед из русской печи.

Пока есть надежды на восстановление этой достопримечательности Шекснинского района, тем более что в мае этого года усадьба получила статус памятника архитектуры – признана объектом культурного наследия регионального значения, сообщает cultinfo.

Фото - cultinfo

Читайте также