Одна на всех: Александр Клубов - ас-истребитель

21790
3 минуты
Одна на всех: Александр Клубов - ас-истребитель

Александр Фёдорович Клубов родился 18 января 1918 года в деревне Яруново Вологодской губернии в семье крестьянина-бедняка.

Отец Александра — Фёдор Михайлович — служил матросом на легендарном крейсере «Аврора» и был участником Октябрьской революции, однако в 1921 году в ходе проведения раскулачивания в деревне был убит местными кулаками.

По окончании семилетней школы Александр уехал в Ленинград. Там поступил в школу фабрично-заводского обучения завода «Большевик», которую закончил в 1934 году. С 1936 года — на карбюраторном заводе им. Куйбышева.

Свободное время Александр проводил в аэроклубе, где и овладел мастерством пилота. В 1939 году Александр Клубов пошёл добровольцем в армию. Направлен командованием в Чугуевское военное авиационное училище лётчиков. На выпускных экзаменах большинство предметов он сдал на «отлично» и стал лётчиком-истребителем.

После окончания училища в 1940 году был направлен в одну из авиационных частей, расположенных на юге, вблизи Кавказских гор.

Великая Отечественная война застигла младшего лейтенанта Клубова в Закавказье. В первом же воздушном бою 28 июля 1942 года он сбил вражеский самолёт. Воевал на устаревших И-153 «Чайка», И-15 бис и И-16. Вскоре на его счету было 3 сбитых вражеских самолёта. Но и его самого сбили. Во время аварийной посадки горящего самолёта было сильно обожжено лицо лётчика, следы ожогов остались.

За мужество и отвагу Александр Клубов был награждён орденом Красного Знамени, а затем — орденом Отечественной войны I степени. За ним прочно укрепилась слава воздушного «аса».

В мае 1943 года Александр Клубов был направлен в эскадрилью Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина. Между двумя боевыми лётчиками завязалась крепкая дружба. Под руководством Покрышкина Клубов освоил истребитель Р-39 «Аэрокобра», на котором прошёл весь дальнейший боевой путь. Перенимая опыт своего учителя, Клубов выработал определённую манеру драться и в совершенстве овладел искусством манёвра. В самых ожесточенных схватках он умел навязать свою волю противнику.

Александр Покрышкин, впоследствии трижды Герой Советского Союза, дал исчерпывающую характеристику боевому другу:
- В Клубове жила настоящая душа истребителя. Меня радовала его манера драться. Он всегда искал боя.

За три месяца пребывания в 16-м гвардейском авиационном полку которым командовал лётчик-истребитель Клубов участвовал в 28 воздушных боях и лично сбил десять самолётов противника. За это он был награждён орденом Красного Знамени и орденом Александра Невского.

Всего за годы войны лётчик-истребитель Александр Клубов совершил 457 боевых вылетов. Лично сбил 31 самолёт противника и ещё 3 в группе. 14 апреля 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР А. Ф. Клубову было присвоено звание Героя Советского Союза.

W-fvlTSUhak.jpg

Александр Клубов погиб 1 ноября 1944 года на одном из прифронтовых аэродромов (Lotnisko Stalowa Wola-Turbia; деревня Турбя, Польша), приземляясь после тренировочного полёта на новейшем истребителе Ла-7. Из-за бокового ветра его истребитель отклонился в сторону и выкатился за пределы полосы; колесо шасси попало в размытую дождём канаву, и самолёт скапотировал. При перевороте на спину истребитель левым бортом придавил голову пилота.

На момент гибели Клубов занимал должность помощника командира истребительного полка по воздушно-стрелковой службе. Спустя некоторое время гвардии капитан Клубов был посмертно награждён второй медалью «Золотая Звезда».

Александр Клубов похоронен 1 ноября 1944 года во Львове на Холме Славы, сообщает Википедия.

Инфографика - группа ВК «Вологодская область»


Читайте также