Маркушевский святой родник
В Тарногском районе, за деревней Заречье, у реки Маркуша есть старинный, почитаемый со времени основания мужского Маркушевского Никольского монастыря, святой источник. Его называют Маркушевский родник. Ранее, когда существовал Агапитов Маркушевский Никольский монастырь, несмотря на то, что на территории монастыря имелся свой колодец, монахи за водой ходили к этому ключу вверх по речке Маркуша, предпочитая набирать воду именно здесь.
Считается, что вода этого источника целительна: способна мгновенно снимать жар, помогать в лечении болезней ног, способствовать излечению врождённых хронических заболеваний.
Качество воды подтвердила и экологическая экспертиза: вода в источнике признана очень хорошей и чистой.
По воспоминаниям старейших жителей деревни, водой из родника священнослужители освящали землю. Старейшая жительница д. Заречье, Клавдия Михайловна Пушникова, на рубеже своего 90-летия, делилась воспоминаниями из своего детства, согласно которым в Покров в часовню, что была за рекой, приходил батюшка и вместе с жителями деревни крестным ходом с иконами шли к роднику. У родника было одно русло, местные жители для удобства у русла мастерили колоду и вода тонкой струйкой лилась по ней. Затем крестный ход шёл по полю с крестьянскими наделами (полосами) и святой водой из родника кропили эти полосы.
Источник уважали и за ним ухаживали. Родник располагался на сенокосных угодьях, которые периодически перераспределялись. Уход за родником, в том числе уход за колодой, осуществляли хозяева сенокосных угодий, на которых находился источник.
За святой водой для питья и умывания ходили с туесками, приходили издалека, а не только из близлежащих селений – даже из колхоза «Красный пахарь» (д. Заварганиха) и с Уфтюги – а это многие километры!
Зная издревле целебную силу воды в источнике, жители шли к роднику за помощью. В случае, если человек заболевал, но был в силах дойти до святого источника, то шёл к ручью и мочил в святой воде одежду – нательную рубаху, платок, исподку (нижняя женская одежда), а затем надевал на себя. В том случае, если болезнь была тяжёлой и больной был лежачим, не мог дойти до источника, то его родственники приносили одежду, намачивали её в воде и либо несли домой, либо оставляли её у родника.
Местный батюшка водил больных детей пить чистую целебную воду источника. Святой водой омывали детей для придания им здоровья. Детям, которые плохо ходили, мыли ноги водой из родника.
Воду из святого источника использовали и как предсказательницу – узнавали, был ли человек безнадёжно болен или его возможно вылечить и он вскоре поправится. Возможность излечения больного определяли по направлению стекания воды с тела больного: если вода текла по солнышку, то человек должен был поправиться, в ином случае лечение было бесполезным.
В благодарность за излечение и помощь святому источнику первоначально клали тряпочки, а позже стали класть и деньги.
В советское время, когда во краю угла стоял атеизм, часто воинствующий, святой источник был заброшен. Его возрождение и обустройство после многих лет забытья произошло уже в наше время, в 2000-е годы. Перед началом строительства на источник приезжали священники из Тотемской церкви, с их благословления было начато облагораживание Маркушского родника: над ним построили надкладезную сень из оцилиндрованных брёвен, родник расчистили и заключили, как и прежде, в деревянную колоду, по которой и течёт вода, сооружён колодец. Для перехода через речку Маркушу сделан мостик, оборудованы мостки и место отдыха. Источник был освящён в честь преподобного Агапита и здесь ежегодно совершается водосвятный молебен (в Крещенье, 19 января).
Фото:
1 – деревня Заречье Тарногского района,
2 – святой источник у реки Маркуши,
3 – святой источник, вид снаружи,
4 – святой источник, вид изнутри,
5 – родничок протекает по колоде