Коллекция печных дверец архитектора Олега Никитина представлена на выставке в доме Дружинина в Вологде

72747
3 минуты
Коллекция печных дверец архитектора Олега Никитина представлена на выставке в доме Дружинина в Вологде

Коллекция печных дверец архитектора Олега Никитина представлена на выставке в доме Дружинина на Мальцева, 18.


Коллекцию печных дверец архитектор и реставратор Олег Никитин начал собирать давно – в конце 1970-х годов и, по сути, случайно.
10.jpg
«Я тогда работал с усадьбой Батюшковых в селе Даниловском Устюженского района, – рассказывает Олег Николаевич. – Нужно было обеспечить все печи в здании усадьбы старинными дверцами – их доставали из запасников, снимали с печек в музее, меняя на новые, чтобы старые использовать в Даниловском. Постепенно у меня появился интерес к этим предметам. Когда под слоем покраски и побелки видишь красивый рисунок, а приложив руки, понимаешь, что на самом деле он еще красивее, когда видишь, что рисунки на всех дверцах разные, это увлекает».
8.jpg

Коллекция стала пополняться: что-то удавалось найти в заброшенных домах, что-то из командировок привозили коллеги, что-то приобреталось у антикваров.
«В 80-е в расселенный дом не так просто было попасть – они были закрыты, и на это требовалось разрешение, – рассказывает Олег Николаевич. – В период перестройки дома стали вскрывать, там селились бомжи, и пожарные специально ходили по заброшенным домам и выламывали печные дверцы – ведь без дверцы печь не затопишь, и пожара не будет. С этого момента собирать коллекцию стало труднее».
2.jpg


По словам Олега Никитина, в XVIII веке Россия была самой крупной печной страной в мире, и на середину столетия приходится настоящий расцвет искусства печного литья. Конкуренция производителей печных приборов (именно так назывался комплект чугунной «амуниции» для печей, главными элементами которого были дверца топочной, куда закладывались дрова, и полудверка, или дверца вьюшечной, закрывающая отверстие в дымоходе) заставляла их придумывать всё новые и новые сюжеты, приглашать профессиональных художников и скульпторов.

4.jpg

Кстати, сюжеты могли быть самыми разными: это и декоративные букеты в вазонах, и всадники в военной форме, и резвящиеся дети, и мифологические персонажи. В коллекции Олега Никитина есть и такие дверцы, на которых представлен процесс работы в чугунолитейной мастерской, а есть дверцы ХХ века с изображением… пионеров.

5.jpg

На выставке в доме Дружинина представлены 35 дверец, а крупные коллекции, как говорит Олег Никитин, содержат порядка 350 экземпляров. Но и в небольшом собрании много ценных с исторической точки зрения предметов. До того как предстать перед публикой, все дверцы были почищены от следов известки и ржавчины – вручную, с помощью железной щетки, а затем покрашены с использованием типографской краски и выглядят почти как новые.

На стендах размещена информация об истории изготовления этих предметов, об устройстве печей и чугунном литье, а также сведения об одном интересном экземпляре – дверце с изображением «играющих путти», приобретенной в антикварном магазине в Великом Устюге и, как выяснилось, сделанной на одном из заводов устюжского купца Ивана Курочкина. Успешный промышленник, он владел четырьмя железоделательными заводами, и в XVIII веке кровля Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге была покрыта его железом, сообщает Cultinfo.

Фото - Cultinfo

Читайте также