Как один человек превратил родной город в туристический центр

77032
15 минут
Как один человек превратил родной город в туристический центр

Музыкант и арт-продюсер Митя Кузнецов объединил вокруг идеи замены вывесок в центре Рыбинска творческих людей, бизнесменов и чиновников


В изменившийся город направились потоки туристов, которые теперь словно на машине времени попадают в 19 век.

img-1162.jpg
Теперь Рыбинск называют городом с ерами и ятями. Фото - yarreg.ru

О том, как ему удалось добиться диалога, Митя рассказал в Вологде во время выставки «Ворота Севера», которая прошла на минувших выходных в областном центре. Музыкант с юмором, задором делился подробностями своей истории и не скрывал проблем, в том числе и до сих пор неразрешенных, поэтому его полуторачасовой рассказ пролетел как одно мгновение!

В начале была музыка


Свою лекцию Митя начал с игры на дудочке, потому что он считает, что все идет от музыки.

- Музыка - это моя миссия, то, с чем я пришел в этот мир. Музыка – это гармония, поэтому с музыки я начинаю везде, где появляюсь. С 15 лет я профессионально занимаюсь музыкой. Мое направление – фолк-музыка, этническая музыка. Я овладел разными живыми инструментами, особенно люблю свирель. Начинал я в группе «Седьмая вода», если помните такую песню «Колокольчик», мы внесли свой вклад в популяризацию этой песни. Мы записали много этнической музыки. Я работал как композитор для фильмов европейских режиссеров, записал около 20 альбомов, как собственных, так в соавторстве с другими музыкантами, - представился гость.

1.jpg

Митя Кузнецов живет практически в центре Рыбинска (население - 182 тысячи человек), в районе купеческих дач, где до революции жили состоятельные люди. В одну из старинных усадьб переехал Митя вместе с семьей. На территории этого дома он сделал сцену и создал культурное пространство «Этно-кузня», куда приезжают выступать различные музыканты. Как раз с концертом одного из музыкантов и связана предыстория проекта Музея живых старинных вывесок под открытым небом.

- В 2015 году ко мне приехал музыкант Владимир Щукин, он читал «Евгения Онегина», пел песни на стихи современников Пушкина. Я решил, раз у него такая тема, нужно обустроить зал с камином и подготовить стилистически правильную афишу: пошел в музей, чтобы накопать материал, чтобы узнать, как тогда делали афиши. Я изучал шрифты и на просторах Интернета увидел много фото дореволюционного Рыбинска и других городов. В основном я обращал внимание на шрифты, которые можно было увидеть и на вывесках. Я был удивлен – это было очень красиво, когда вывеска была не из пластика, она подчеркивала красоту архитектуры. Согласитесь, многим из нас хочется сесть в машину времени и побывать в прошлом, и у меня родилась идея посмотреть на Рыбинск глазами моих предков, которые, как я уже позже выяснил, когда-то жили в центре города.

А как это сделать? Знаний у меня не хватало. Я предложил администрации такой проект, в 2016 году пришли новые чиновники в город, и я встретился с замом главы Дмитрием Рудаковым. У меня был ряд проектов по развитию туристического направления в нашем регионе, и я предложил сделать такой Музей исторической вывески под открытым небом. Для этого нужно было убрать пластиковый рекламный мусор и заменить на вывески, сделанные руками наших мастеров и ремесленниками.

Рудаков, увидев презентацию, сказал: «О, вот это бомба, это классно!» Когда меня спрашивают, как мне удалось пробить проект, я отвечаю – на это ушло 10 секунд. Человек был подготовлен, он изначально был ориентирован на реконструкцию исторического центра. Он тоже задумывался, что современная реклама убогая, он убивает весь замысел, так что зерно упало в плодородную почву, - рассказывает Митя.

Но проект стали реализовать спустя несколько месяцев. Сначала чиновник пробовал вовлечь в работу местных архитекторов, но дело не пошло. Тогда Дмитрий Рудаков позвонил Кузнецову и попросил сделать дизайн вывесок на центральной Красной площади, которую отремонтировали.

- Мне выделили рекламное агентство в помощь, но то, что я хотел – сделать вывески из натуральных материалов, мне сделать не дали. Я даже падал челом, чтобы настоять на использовании труда ремесленников, но чиновники просили сделать быстрее. В итоге сначала повесили вывески из пластика, но они не работали. После этого пошла волна критики в соцсетях в Рыбинске, которые упрекали идею в лубке. Совершенно правильно критиковали, - вспоминает Кузнецов.

4.jpg
Митя Кузнецов вместе с семьей живет в центре Рыбинска, в старинном доме

Интересно, что все подрядчики работали в ноль, все вложились в проект. Как считает музыкант, это заслуга проектного руководителя Дмитрия Рудакова. А дальше было важно раскрутить проект, привлечь к нему внимание.

- Когда меня спросили сделать дизайн вывески Гостиного двора в Рыбинске, в вывеске я написал «Гостинный двор» с двумя НН. С точки зрения современного языка, это неправильно, но раньше писали две буквы НН. У самого Даля, в первом издании его словаря, в одном месте в слове есть одна Н, а в другом – две НН. Через два дня в Ярославской области поднялся филологический скандал. Как так, на центральной площади разместили вывеску с ошибкой. Все стали мне звонить, спрашивать, как я дошел до жизни такой. Три года за мной ходил шлейф орфографической ошибки, но я таковой ее не считаю. Я просто привлек внимание к проекту, к русскому языку, всего за один день жители региона – от учителей до детей – бросились к словарям. Две буквы НН раскрутили наш проект в часы, - смеется Кузнецов.

Натуральное хозяйство


Куда сложнее оказалось пробить идею на 100% и заставить применять в изготовлении вывесок натуральные материалы. Чиновники и руководители рекламных агентств категорически не хотели заморачиваться.

- Я решил, что единственный способ – взять и сделать такую вывеску самому. Тогда на Красную площадь въехала букмекерская контора, я подпольно встретился с хозяином, чтобы мне не навязали рекламное агентство. Предприниматель согласился. Я попросил оплатить материал, а за свою работу мы ничего брать с него не стали. Сделка состоялась, мы ударили по рукам. Мне нужно было отыгрывать мой путь. Я перевел название конторы на русский язык, добавил старинные виньетки и еще несколько архитипичных деталей. Очень долго искал подзор, планочку, образ которой я никак не мог найти. В отчаянии я подошел к окну и смотрю на соседний дом – а этот подзор висит у меня прямо перед глазами!

Хозяину дизайн понравился. Вывеску мы изготавливали вместе с соседом Николаем в гараже. Это были боевые полтора месяца – декабрь и январь. В холоде и морозе минус 20 мы ползали на коленках. На последнем этапе я сломал ногу. Меня отвезли в травмпункт, но вечером я все равно на санках поехал в гараж. Ползая на коленках, мы закончили вывеску. Николаю, который не получал ни копейки, я сказал – давай постараемся, мы меняем ход истории! Я действовал, как в советское время, большими целями и задачами, ведь в нас живут советские люди с их ценностями.

Я применил все способы ручного рукоделия, я подключил своего друга иконописца Романа, который покрыл нужные детали аналогом сусального золота. Все проклепали и наконец установили. Настал момент, когда мы вынесли ее на площадь. На площади была вьюга. Я стоял, как пират, показывая костылем, как двигать вывеску. Вдруг идет пара человек, они встали перед мной, перегородив картину. Я уже хотел пододвинуть их костылем, и вдруг один поворачивается и говорит мне: «Вот это бомба! Вот так будем делать весь центр». Это был Дмитрий Рудаков, которого я не узнал в зимней одежде.

С этого момента произошла реальная трансформация. Он мне сказал, что я его убедил. Когда работают ремесла, от вывески - совсем другой эффект. Он снова и снова подходил к вывеске и говорил, что просто улетает в другой век, - объясняет Митя.

8.jpg
Вывески в уменьшенном виде сделаны по тем же технологиям, что и те, которые украшают магазины


Комплексный подход: начнем с фасадов целых улиц


Спустя год в Рыбинске решили отреставрировать еще одну улицу. Митя Кузнецов с подачи чиновников разработал дизайн-код, выбрал нужные шрифты.

- Рудакову понравился стиль, и он попросил поработать над фасадами домов улицы. Он показал разработки наших архитекторов, но все дома были залиты белым и желтым цветами. Типовой подход! Я согласился, но попросил, чтобы больше никто не мешал, чтобы последнее слово было за мной. Он мне дал зеленый свет и выделил улицу для работы.

Я вдохновлялся цветными фото Прокудина-Горского, изучал ситуацию. Предки делали просто, например, использовали самую распространенную белую известь, потому что она была дешевая. Это было практично и не выгорало. Оксид хрома использовали для зеленых крыш, а оксид железа для красных крыш. Я задался вопросом, где взять охру, так как я хотел использовать натуральные составы для окрашивания фасадов. Краеведы мне нашли остатки пигментов, которыми красили дома до революции. Я стал искать пигменты по всей России, оказалось, что их делает один из ярославских заводов. Но сотрудники лаборатории удивились, когда я поделился с ними планами по окрашиванию фасадов, они добавляли оксид железа в цемент.

Но я взял пакетики и стал экспериментировать. Брал современные базы красок и в конце концов нашел состав, который работает. Сделал пропорции и, делая выкрасы на здании, я добился нужного оттенка. Когда я сказал строителям, что теперь мы будем мешать колера вручную, в их взглядах прочитал всю бранную речь русского языка. А потом сказал, что теперь будем красить не валиками, а кистями. И тогда я выслушал всю брань наяву. Но выяснилось, когда красят кистями фасад, появляется что-то настоящее, это же результат работы рук мастеров, а не евростиль бездушный.

Кто-то был недоволен, когда мы покрасили таким способом целую улицу. Кому-то не нравился оттенок – например, вопросы вызывал густой зеленый оттенок, но потом привыкли и стали его повторять. Уже тогда туристы начинали спрашивать у меня, а можно ли сходить в Рыбинске на улицу с цветными домами.
Мне понравилось работать с малярами, оказалось, что они – творческие люди. Конечно, и они сначала ругались, но потом очень заинтересовались проектом. Благодаря им город и стал иным.

После того, как облагородили фасады, администрация города убрала асфальт и замостила улицы. Сделали новые посадки деревьев. Местные рукодельники выкладывали руками каменку. Все вместе поработали, чтобы наш город блистал. Например, Дмитрий Рудаков заставил все службы убрать все провода под землю, что является огромной работой.

И уже только после этого мы приступили к вывескам. Как раз был введен новый дизайн-код, и я собрал небольшую группу ремесленников, на которых этот проект был рассчитан. Где-то за полтора месяца появилась традиция открывать новые выставки официальной церемонией. Вот так мы открыли Музей живой старинной вывески, - делится Митя Кузнецов.

Русские горки: от предпринимателей до корпораций


Одним из сложных моментов реализации проекта стало общение с предпринимателями и корпорациями, в которое участвовали и представители администрации, и сам Митя Кузнецов.

- Мы с Дмитрием Рудаковым ходили по бизнесменам и уговаривали их. Если предприниматель соглашался, администрация шла на какие-то уступки. Я объяснял суть проекта. Говорил, что нет задачи заставить, предприниматели выступают в роли инвесторов, меценатов, мы вкладываем талант, а администрация выделяет субсидию на компенсацию на затраты по изготовлению вывески. За исключением одного предпринимателя, мы стали друзьями со всеми хозяевами торговых точек, хотя сначала все ругались.

Думаю, что бизнесменам понравилась идея, художественное наполнение. Наш художник Нина Матвеева использовала натюрморты в оформлении вывесок, кузнецы и резчики по дереву вносили свою лепту. Мне очень жаль, что не удалось раскрутить привлечение ремесленников к изготовлению всех вывесок. Горадминистрация отдала проект рекламным агентствам, хотя нудно было отдать его ремесленникам в рамках социальной поддержки. Деньги утекли в руки рекламщиков, мастера остались в стороне. Я надеюсь, что в другом городе будет иначе. У меня были сложные отношения с администрацией из-за этого, хотя Рыбинск все равно стал красавцем и выиграл.

Каждая вывеску, которую мы делаем, имеет свой номер с табличкой года издания. Это своеобразный знак качества. В городе работает несколько рекламных агентств, так как у нас нет физической возможности делать вывески для всего города. Поэтому свой стиль мы защищаем такими табличками, так как ко многим вывескам рекламных агентств было много нареканий из-за неправильного написания названий.

К нашим вывескам тоже есть вопросы у общественности. Например, у нас была одна скандальная вывеска «ШТОРЫ». В реальности это вывеска с мой рост. Она возбуждает многих эстетов до сих пор, они не понимают, чем такая вывеска брала потребителей в 19 веке. Но те, кто в гости приезжают, запоминают именно эту провокационную вывеску.

Настал момент принимать решения по поводу брендов. Отменить корпоративный стиль невозможно, так как компании тратят миллионы рублей на его разработку и поддержание. До рыбинской истории поменять корпоративный бренд было нереально. Корпорации стремятся поставить свои магазины в центре, и мы шаг за шагом теряем русскую идентичность. Мой проект был рассчитан, чтобы сделать русские города по образности были похожи на себя.
Самый простой диалог состоялся с «Росбанком», они были готовы на все. Они мне дали изменить и цвет вывески, оставив детали. Логотип вставили в красивую рамку, и все смотрелось иначе. Не сдавался долго «Бристоль» и «Магнит».

9.jpg

Со всеми брендами я договаривался сам. Разве что администрация участвовала в переговорах с Бристолем. Год за годом мы двигались к цели. Один из ярославских брендов возмущался позицией администрации Рыбинска, которая со временем стала заставлять предпринимателей делать исторические вывески. Я решил пообщаться с хозяйкой бренда, приехал в Ярославль, разработал макет, мы разговаривала где-то час. Она разрешила попробовать и попросила делать обе части вывески, хотя до этого и об одной части речи не шло. Пока мы вешали вывески, продавцы смотрели на нас криво. А спустя полгода я подошел к магазину, чтобы проверить качество вывески, они выбежали ко мне и очень дружелюбно сказали, что все покупатели летом фотографировались рядом с их вывеской и заходили внутрь приобрести продукции. А сначала бизнес сомневался, работает ли этот исторический подход в торговле.

«Магнит» был второй ключевой точкой, которая пробила восприятие проекта. Я сделал новый дизайн, полгода убеждал добавить буковки старинные в конце названия. Мы наконец договорились, и вдруг у них изменился корпоративный стиль. И все опять сначала. Шли годы… Наконец мы договорились, что в Рыбинск приедет топ-менеджер из Краснодара. Мы свели его с представителем администрации, но менеджер от всего отказался, ссылаясь на корпоративный стиль. Контакта не было, битва была проиграна. Они направились в кафе, и я пригласил туда художницу и попросил ее тут же зарисовать идеи «в карандаше». Одна из идей была связана с рисунками порошков и других товаров, которые часто использовались в дореволюционное время. Когда ее рисунки увидел топ-менеджер, он сказал: «А что, я поеду в Краснодар, буду защищать перед руководством нашу идею». В этот момент я понял, что бой не проигран.

10.jpg

Через неделю руководство «Магнита» утвердило эту идею. А в Рыбинске каждая вывеска проходит через специальную художественную комиссию. Все это время чиновники и все, кто болел за проект, ждали, когда «Магнит» согласится. И вдруг нашу вывеску «Магнита» комиссия… завернула, потому что среди участников было лобби рекламных агентств, которым было невыгодно, чтобы я делал эту вывеску. Меня старались не пускать на этот рынок, потому что я им смешал все карты, заставил их работать…

Со вторым заходом нам удалось утвердить эту вывеску. Когда мы стали вешать эту вывеску, как раз сняли ограничения по пандемии. К нам стали приезжать много гостей, Рыбинск походил на курортный город. Это было для многих шоком, как «Магнит» согласился на этот исторический стиль. Прохожие нам просто не давали работать, когда вешали вывеску! После этого началась волна мощного пиара. Сам «Магнит» запустил в своих сетях – а посмотрите, как интересно выглядел бы «Магнит» до революции.

Последняя вывеска – «ВТБ», который до последнего не сдавался. Но мы уговорили менеджеров, ведь мы обыграли бренд ковкой, рамочкой, и уже это стало выглядеть иначе. Многие рекламщики пытаются добавить завитков и ятей к названию, а зачастую это дает плохой результат.

Довольно быстро нас заметили популярные блогеры, затем приехали Иван Ургант и Владимир Познер, которые направились специально в Рыбинск, а не в Ярославль. Началась мода на Рыбинск. «Hyundai» привез свою новую модель для фотосессии на фоне вывесок. Рекламные агентства стали делать вывески из натуральных материалов, и это очень здорово, что удалось изменить их образ мысли и действий.

Нас поддерживает Союз архитекторов, считая, что идея носит общенациональный характер. После работы в Рыбинске мне позвонил мэр Ирбита в Свердловской области, для которого я разработал улучшенную версию дизайн-кода. В Ирбите удалось сделать то, что не удалось сделать в Рыбинске. Мы изменили государственный бренд «Почты России», которая согласилась измениться. Мы немного обыграли детализацией, и бренд заработал.

В Туле мы сделали в музейном квартале, в Вятском, Ростове, Тутаеве, который вошел в Золотое кольцо. В Рыбинске мы продолжаем работу. Например, мы делаем афишные тумбы в том виде, в каком они были до революции. Давайте пиарить все русское – архитектуру, русский язык, русских ремесленников.
Конечно, и в Рыбинске есть проблемы, над которыми надо работать. Ушел экс-мэр, и сейчас пришел к власти человек, с которым город продолжит развитие. Думаю, что надо обратить внимание на крыши, незаметных деталей в городе нет.

Какие проблемы мы решили с помощью вывесок и фасадов?
1. Мы восстановили исторический облик.
2. Благоустройство исторического центра.
3. Убрали рекламный мусор.
4. Возродили русские традиции.
5. Поддержали русских ремесленников и привлекли творческих людей, которые помогли городу. Нужно давать больше свободы творческим людям, они не испортят проект.
6. Проявление самоидентичности.
7. Появление арт-объектов.
8. Появляется туристическая привлекательность. У нас реально всплеск в области из-за Рыбинска, у нас просто шквальный туристический поток. Потому что поработали власть, бизнес, творческие люди, краеведы, которые сплотились вокруг одной идеи, получив вот этот результат. Зачастую этот язык зависит от администрации. Чиновники, дайте больше свободы творческим людям, это будет только вам на пользу и на пользу городу. Всем будет плюс, всем будем польза, - утверждает Митя Кузнецов.

Фото - издание "В точку"


Читайте также