Школьные реликвии

233898
5 минут
Школьные реликвии

Музей первой школы перерос уровень школьного кабинета со старыми фото и документами. Уже сейчас благодаря всесторонней поддержке от музея не оторвать глаз!


Приемник разведчика-нелегала, старинный немецкий микроскоп, уникальная коллекция насекомых… И это только начало!

Татьяне Чернышовой, учителю русского языка и литературы и одновременно хранительнице музея, школьный архив достался в виде учебного кабинета, в шкафах которого хранились документы. До Татьяны Михайловны экспонаты, накопленные ее предшественниками, нужно было доставать из шкафов и раскладывать по партам во время экскурсии.

uJLCM-YWc3U.jpg


В 2014 году ситуация изменилась – Ирина Смирнова, которая на тот момент работала директором, поддержала идею переезда в новое пространство.
- Ирина Владимировна, как выпускница нашей школы, понимала, как важен музей в деле воспитания юных вологжан. Это понимают многие наши выпускники, родители и ученики и помогают сделать музей современным, интересным для детей. Несколько лет шел ремонт помещения, где расположился музей, и теперь мы занимаемся размещением экспонатов. Архитектор Денис Поздняков, представитель родительской общественности, учит нас профессиональному подходу к оформлению музейной экспозиции и хранению экспонатов, - говорит Татьяна Михайловна.

Организаторы понимают, что стенды и фото – это не совсем то, что может привлечь современного школьника. Поэтому руководитель музея продумывает фотозоны – например, парту военных лет с чернильницей и интерактивную карту, которая будет показывать, в каких странах мира работают выпускники первой школы. - Школьный музей не должен быть хранилищем старых документов и экспонатов. Он должен стать своеобразным исследовательским центром, творческой лабораторией, хозяевами которых должны быть дети. Сегодня ребята на базе музея занимаются поисковой работой, систематизируют материалы, оформляют выставки, самостоятельно проводят экскурсии. Они с удовольствием надевают форму реалиста или ученика мужской школы (мы сшили ее специально), что оживляет экскурсию, вызывает у детей неподдельный интерес, - говорит Татьяна Михайловна.

2b5GUQrg2_E.jpg


Музею уже не хватает места, чтобы показать обширную историю первой школы — от реального училища до школы с углубленным изучением иностранных языков. Сейчас организаторы музея продолжают собирать экспонаты.

Бывшие выпускники и их родители гордятся, любят и ценят родную альма-матер. Многие до сих пор приезжают в гости, читают лекции, как, например, знаменитый шекспировед Игорь Шайтанов. Игорь Олегович с удовольствием общается со школьниками и вспоминает, как на клумбах во дворе школы они выращивали овощи…

В 60-ые годы прошлого века Совет министров СССР состоял наполовину из выпускников мужской школы, которая была в здании школы №1. Вологжане работали на постах замминистра природных ресурсов, замминистра сельского хозяйства, начальника управления сельского строительства Госстроя, начальника управления экономики и инвестиций, начальник 12 управления министерства авиационной промышленности, зампредседателя совета министров Белорусской ССР и так далее.

У Татьяны Чернышовой – концепция «минимум» и «максимум» перспектив развития школьного музея. Ей, как и ее сподвижникам, хочется, чтобы музей был не доморощенным, а профессиональным. Во-первых, по ее задумке к работе над музеем нужно привлекать учеников. Например, школьники уже расшифровывают письма и воспоминания выпускников. В планах – привлечь их к написанию биографических очерков.

VZxNOtFpLKU.jpg


Во-вторых, музей должен жить, в нем должны проходить выставки. В прошлом году Татьяна Михайловна предложила школьникам показать их семейные реликвии. Каково было ее удивление, когда в музей принесли ценные экспонаты – шкатулки, привезенные прадедушкой для прабабушки из Иерусалима, чайный сервиз, который был вывезен из Германии как трофей, письмо фронтовика и так далее.

Особый интерес у школьников вызывают канцелярские принадлежности: чернильница, которую директор музея купила за 300 рублей на одном из блошиных рынков в Москве, деревянный пенал и тетрадь ученика 1936 года, которая сохранилась вместе с промокашкой. На вопрос о предназначении промокашки школьники дружно ответили, что это туалетная бумага…

gSZyZmBcoxQ.jpg


Чтобы показать зрительно, как отличалась школа дореволюционных лет и советского периода, организаторы хотят построить муляж печки рядом с деревянной партой. Для советской школы уже нашли форму, горн и барабан. Одна из идей – раздвинуть музейное пространство за счет коридоров и кабинетов школы. На стенах уже появились галереи директоров и медалистов школы, а в классах хотят создать информационные стенды о выпускниках, которые работают в сфере искусства, науки и в области спорта.
- Ведь какие у нашей школы выпускники! Художник Владимир Корбаков, режиссер фильма «Чапаев» Георгий Васильев, Альберт Ушаков, который до сих пор создает межпланетные станции, полярный летчик Матвей Козлов, который спасал челюскинцев, один из конструкторов крейсера «Аврора», специалисты по ядерной и атомной энергетики, разведчики, военные, филологи, геологи… Среди наших выпускников есть даже солист Большого театра! – рассказывает Татьяна Михайловна.

Школе везло на директоров. Первый директор реального училища Оскар Маак заказывал оборудование для кабинетов химии и физики в Германии. До сих пор в музее сохранился немецкий микроскоп и коллекция редких насекомых. Другой легендарный директор Александра Мухина, возглавлявшая мужскую школу, когда в начале 50-ых было трудно с продуктами и вышло распоряжение выращивать на продажу в школах кроликов, направилась в обком и предложила начальству кроликов самим, чтобы накормить страну.

nIUGQBPVCX0.jpg

- В мужской школе уровень качества образования был очень высоким. Например, в 1954 г. из 43 медалистов города 23 – выпускники первой школы. В школе царил культ знаний. Выпускник 1954 года, медалист Смирнов на юбилее школы рассказывал, что в 50-ые годы дежурный учитель, который стоял на выходе, проверял у всех дневники в конце дня. Ученика с «двойкой» он возвращал обратно в класс учить материал. И только после сдачи выученного дежурному учителю ребенок мог уйти из школы, - рассказывает Татьяна Чернышова.

Предыдущий руководитель музея Ирина Карашова, хоть и на заслуженном отдыхе, активно участвует в делах музея. Она входит в Совет ветеранов школы и помогает поддерживать связь с учителями и выпускниками. А Татьяна Чернышова и ее помощники ведут переписку с бывшими учениками.

1ARchHNlV8k.jpg


В мае этого года в школе по инициативе ФСБ была открыта мемориальная доска в память о выпускнике мужской школы, разведчике-нелегале, Герое России Алексее Михайловиче Козлове. В Вологде побывали коллеги Алексея Козлова и подарили школьному музею ценный экспонат - приемник, с помощью которого разведчики связывались с центром.

Татьяна Михайловна Чернышова гордится музеем и надеется, что вслед за созданием Зала боевой славы в музее откроются и другие экспозиции.

Руководитель музея уверена, что школьники, увидев такие примеры человеческих судеб перед глазами, обязательно задумаются о своем будущем и после окончания школы станут гордостью и славой Вологды.

Истоник - издание "В точку"

Читайте также