Пропавший краевед Станислав Зайцев

159734
7 минут
Пропавший краевед Станислав Зайцев

Тотьмич Станислав Зайцев был краеведом и художником, поэтом и романтиком. Он мечтал пройти путём тотемских мореходов и побывать в Форте Росс, но очень удивился, когда клуб «Полярный Одиссей» пригласил его в морское путешествие к берегам Аляски.


Зайцев говорил: «Моё участие можно считать случайным, если может быть случайной человеческая жизнь. Выросший в глухих Вологодских лесах, я уже давно похоронил свои детские мечты о море, но оно всегда было в мальчишеских грёзах…».
Станислав Михайлович родился 3 июня 1939 года под Москвой, в семье военнослужащего. После начала войны семья эвакуировалась в Тотьму, на родину родителей. В 1956 года Станислав Зайцев закончил среднюю школу № 1, а в 1964 – Архангельский лесотехнический институт. Проработав несколько лет в Пятовском лесопункте Тотемского леспромхоза, работал в Тотемском краеведческом музее художником оформителем. Потом ещё не раз он менял работу, а с 1986 года принят на работу в краеведческий музей научным сотрудником.

Станислав Михайлович стал директором первого музея Русской Америки в России. Работая на должности хранителя фондом Станислав Михайлович как-то обнаружил тёмные стёкла негативов, снятых в начале ХХ века. Отпечатав с них фотографии, был потрясён первозданной красотой города и его храмов. Последствии он признался: «Удивление перед рукотворной красотой, боль за её судьбу – это и сделало меня краеведом».

«Тайна тотемских картушей» - труд, перевернувший представление научного мира о Тотьме, труд, в который Станислав зайцев вложил десятки лет неустанного поиска, исследований, бессонных ночей. Он открыл десятки имён тотемских купцов-мореходов: Пановы, Холодиловы, Нератовы, Протопопов, Потёмин, Талашов и многих других. Он доказал, что Тотьма – город мореходов, метрополия Русской Америки, город неповторимой, особенной архитектуры.

В 1991 году Станислав Михайлович вместе с командой коча отправился из Мурманска к далёким берегам Аляски. Возглавил поход Юрий Наумов – вице-президент клуба «Полярный Одиссей», боцман – Юрий Колышков – ветеран походов на коче.

Как рассказывают в группе ВК Тотемского музейного объединения, ещё в команде были: помор из Архангельска Вешняков и его земляки – мастер колокольного звона Данилов; художники Курицын и Зимеров; переводчик – Андрей Григорьев.

В первые дни они дошли до мыса Шмидта, где судно встало на зимовку. На следующий год экспедиция возобновилась. Мореходы дошли до Ванкувера, где поздним вечером Станислав пропал. Его тело нашли спустя долгое время в заливе Ванкувера...

Станислав Зайцев, как вспоминают его коллеги по Тотемскому музейному объединению, был невероятно увлеченным человеком.

О нем до сих пор ходят легенды. Говорят, туристы, услышавшие его рассказ, рассказывали о нем знакомым и друзьям:

- И вот настал долгожданный час. К пристани подходит высокий рыжеволосый экскурсовод с папкой в руках, там фотографии начала ХХ века удивительных архитектурных памятников Тотьмы. Сегодня эти памятники в ужасном состоянии, но Зайцев, так зовут этого известного за пределами Вологодчины экскурсовода, при рассказе о памятниках не будет говорить о том, как было до революции в городе, он обязательно скажет, что так ещё будет.

Экскурсовод стремительно поднимается на берег. Программа большая - экскурсия по городу с посещением Спасо-Суморина монастыря. Несмотря на то, что речь экскурсовода оставляет желать лучшего, энергия, исходящая от этого человека, поглощает всё вокруг, и туристы, очарованные обаянием, стремительно от памятника Николаю Рубцову подходят к особняку Фёдора Холодилова. У Рубцова замешкалось несколько молодых туристов, они впервые слышат о поэте и задают вопросы молодым сотрудницам музея, спешащим за группой, не зная о том, что на работе тем «влетит» от Зайцева за то, что они «отвлекали экскурсантов».

176182_original.jpg

Стук каблучков по мостику раздаётся далеко, группа спешит к Воскресенскому храму, здесь туристов ждёт встреча с тотемскими картушами, вернее, с их зарождением. Но на колокольне соседнего Успенского храма картуши расцветают, оказывается, это не лепнина, а специально формованный кирпич, который является одновременно частью кладки стены.

Красота набережной завораживает, здесь и Сухона полноводная показывает всю свою красоту, теплоходы с туристами идут в Тотьму и Устюг только по большой воде.

93881758_616168292445597_6176160471977033728_n.jpg

Групповод, сопровождающий туристов, просит Зайцева пораньше закончить экскурсию, переживает, не упала бы вода. Она ещё не знает, что Зайцев непреклонен, он закончит экскурсию ровно к часу и покажет родной город во всей красе, как говорят в народе, «хоть камни с неба…».

Экскурсовод останавливается у высокого холма – это местечко называется Фетихой. Зайцев цитирует Рубцова «Взбегу на холм и упаду в траву» и внезапно начинает стремительно подниматься вверх. Секунда, другая… И все устремляются за экскурсоводом. Там, на холме вместе с ним падают в траву и устремляют взор на город, где красуются пока ещё без крестов Входоиерусалимский и Рождественский храмы. Их ещё ждёт реставрация.

Вот и красавица Троица! Заказ на строительство храма принял сольвычегодский крестьянин Фёдор Титов, который обязался между нижними и верхними окнами сделать «клейма, как наилучше возможно». Здесь Зайцев цитирует «Скаску Степана Черепанова о пребывании его на Алеутских островах». Экскурсанты завороженно слушают рассказ о морской корове, о мехах, поставляемых тотемскими купцами к царскому двору…

Следующий объект – Спасо-Суморин монастырь, памятник классицизма XVIII - XIX вв. К нему группа направляется по тропе через поле.

Видны купола реставрируемого Вознесенского собора. Его реставрация начата в 1978 году. С трудом перебравшись через речку, минуя развалины стен, туристы оказываются на территории монастыря. Станислав обращает внимание с южной точки осмотра на громаду собора, это самый замечательный вид на монастырской территории.

Зайцев рассказывает о своих ближайших музейных планах: "В подклете, где храм Киево-печерских чудотворцев, будет музей мореходов!" (позднее его идея будет воплощена после смерти Зайцева во Входоиерусалимском храме).

Вот и могила морехода Ивана Кускова, основателя крепости Росс в далёкой Калифорнии: "В городе обязательно будет музей Кускова!". Спустя несколько лет он вместе с художником О. В. Пахомовым создаст музей в доме, где Кусков провёл последние месяцы жизни, вернувшись на родину.

Снова экскурсовод цитирует поэта Рубцова, который сожалел о разрушенных храмах, снова и снова Зайцев, негодуя, упоминает фамилию представителя Тотемского леспромхоза, который приказал трактором с прицепленным тросом растащить Успенскую церковь, перестроенную в XIX в. из угловой башни. Остатки разорванного троса свидетельствуют о страшном разрушении…

Неподалёку гостиница «Рассвет», тут экскурсовод развенчивает легенду о Тотьме-тьме, которую якобы так назвал Пётр I. Ещё в «Истории» Карамзина Тотьма упоминается под 1539 годом, а Пётр I, как известно, в Тотьме побывал впервые в 1693 году. После города группа отправляется на экскурсию в краеведческий музей.

А Зайцев – он продолжает трудиться, сидя в своём кабинете. Он так увлечённо работал, что даже не слышал, как молодые сотрудницы начали ставить музей на сигнализацию и закрывать музей. И закрыли бы его вместе с ним (конечно, не специально), если бы Стас отчаянно не застучал в закрытые двери... Так прошёл один из рабочих дней нашего коллеги, увлечённого человека, замечательного экскурсовода, человека, спасшего город и его памятники, Станислава Михайловича Зайцева…

Описывая тот вклад в историю нашего города, который внёс Станислав Зайцев, сотрудники музея не сомневаются: именно этот человек создал современный "культурный код" Тотьмы. Именно им внесены в язык экскурсоводов уже ставшие устойчивыми фразы «Метрополия Русской Америки», «город Русских Колумбов». Именно он вытащил из небытия десятки имён тотемских мореходов и подготовил благодатную почву для создания соответствующих музеев и памятников.

Зайцеву верили. За ним шли. И не сомневались, что он воплотит в жизнь идею создания в Тотьме национального историко-культурного парка «Русская Америка». Но преждевременная смерть этого человека в самом расцвете его научно-краеведческой деятельности оборвала многие смелые начинания...

Доска-в-Тотьме_2-.jpg

Как пишут в группе Тотемского музейного объединения, Станислава Зайцева помнят. В феврале 2020 года в Тотьме проходила международная конференция «Русский Север», в ходе которой показали фильм о той самой экспедиции 1991 года.

Автор фильма Юрий Наумов, который возглавлял поход, подарил картину музею. Теперь и мы с вами можем посмотреть, с какими трудностями встретились участники похода.

Источник - группа ВК "Тотемского музейного объединения" 

Читайте также